софья токарева
Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное воспитание и обучение детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем общества.
Именно в детстве зарождаются основы общего развития ребенка. В этот период формируется базис, на котором будет основываться здоровье и интеллект ребенка. В раннем детстве все основополагающие стороны умственного развития ребенка наиболее зависимы от его физического и морального состояния.
На текущий момент научные знания подтверждают ценность первых лет жизни ребенка как одного из важнейших этапов формирования личности человека.
Публикация «Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации» размещена в разделах
Целью современного педагога дошкольного образования в своей воспитательной деятельности является реализация самоценности периода раннего возраста ребенка как основы для дальнейшего развития индивидуума.
За последние годы для педагогической работы с детьми дошкольного возраста создано множество новых программ, методик и развивающих технологий.
Понятие «технология» в общем значении представляет собой совокупность систематизированных методов и процессов для достижения желаемого результата в соответствии с поставленной целью.
Технологический подход, изначально предназначавшийся в основном для предметного образования, за последнее время расширил рамки своего действия, что привело к изменению понимания такого термина как «педагогическая технология». В ряде источников она по своему значению приблизилась к понятию «методика», так как рассматривается как совокупность действий, направленных для получения необходимого результата.
Инновационные технологии – это комплекс педагогических методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения с целью достижения позитивной динамики личностного развития ребенка в современном социуме.
Инновационные технологии в сфере образования следует рассматривать как субъект педагогики, направленный на внедрение новшеств.
К современным образовательным технологиям относятся :
1. Технология проблемного обучения, основным методом которой является создание ситуаций, требующих активной самостоятельной деятельности ребенка для решения поставленной проблемы, что приводит к выработке необходимых знание и навыков и развитию мыслительных способностей;
2. Технология проектного обучения, представляющая собой направленную деятельность для решения поисковых, исследовательских практических задач;
3. Технология игрового обучения, целью которой является организация усвоения детьми предметного содержания;
4. Здоровье сберегающие образовательные технологии;
5. Технология информационного обучения – ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);
6. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач);
7. Личностно-ориентированные технологии.
Технология личностно-ориентированного обучения выделяет основой личность ребенка, его индивидуальность. Вначале раскрывается опыт каждого ребенка, а затем полученные данные согласовываются с содержанием образовательной программы.
Основной целью данной технологии является максимально развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. При этом учитывается личный жизненный опыт объекта.
При использовании личностно –ориентированной технологии в педагогической практике используют, помимо прочих, такие методы и приемы как: хеппенинг (метод рисования) и сенсорные коробки.
Сенсорная коробка – это средство обучения для детей дошкольного возраста, которое позволяет стимулировать развитие познавательных процессов и стимулировать развитие мелкой моторики ребенка. Исходя из того, что включается в сенсорную коробку, данный инструмент совершенствовать такие уровни восприятия как тактильность, слух, зрение и обоняние.
Нельзя недооценивать значимость развития мелкой моторики ребенка с самого его рождения, поскольку она тесно связана с нервной системой, а следовательно – со зрением, вниманием, восприятием, памятью и уровнем развития речи. Сенсорные коробки отлично помогают выполнять эту функцию.
Тематика сенсорных коробок может быть абсолютно любая. Все зависит от фантазии педагога.
Основой для создания сенсорной коробки может служить любое подручное средство: картонная коробка, деревянный ящик, контейнер, таз и т. д.
Наполнение коробки может быть самое разнообразное. Для этого подойдет любой безопасный природный материал: шишки, желуди, каштаны, ракушки, мох. Или материалы находящиеся дома: нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, салфетки.
Это могут быть различные крупы, крупная поваренная соль, макароны, горох, фасоль и прочее (как в обычном состоянии, так и в окрашенном пищевыми красителями). В зависимости от времени года наполнение может быть и сезонным: снег, песок, листья, галька.
Даже самая элементарная коробка, наполненная крупой, даст ребенку возможность трогать ее, пересыпать, откапывать и закапывать в ней другие объекты, тем самым расширяя свой тактильны опыт.
Множество нетрадиционных техник личностно0ориентированного образования включают в себя спонтанное рисование, то есть изображения создаются не с помощью специальных «правильных» художественных приемов, а как результат игровой манипуляции.
Одной из таких техник является «хеппенинг» (в перев. с англ. «случаться»).
Хеппенинг – это та форма рисования, при которой изображение создается под влиянием действий, событий или ситуаций, которые предложены ребенку. Но данная форма рисования не является полностью контролируемой, не имеет четкого сценария и полагается на импровизацию.
При этом заведомо неизвестно, какое получится изображение. Из-за отсутствия строгих творческих рамок результат всегда будет успешным. Это усиливает интерес ребенка к изобразительной деятельности.
В дошкольном возрасте доступны такие виды хеппенинга как рисование кулачком, полураскрытым кулачком, пальчиками, ладошками или ногами.
При рисовании кулачком со стороны большого пальца могут получиться розы, улитки, ракушки. А при использовании полураскрытого кулачка – радуга, бананы и прочее.
В раннем возрасте можно применять рисование пальчиками. При этом можно использовать разные способы – ставить точки, проводить линии. Если скомбинировать эти приемы можно создать разнообразные изображения (деревья, цветы, снежинки).
Рисование пальчиками хорошо влияет на уровень развития мелкой моторики ребенка, тактильной чувствительности, понимание ребенка своего тела, воображения и образного мышления. Также это оказывает позитивное влияние на ловкость пальцев и кистей рук, представление о цвете.
Освоив рисование пальчиками можно переходить в освоению рисование с помощью ладошек и ног.
Ладошкой можно рисовать, размазывать краску, пропечатывать абстрактные фигуры, создавая тематические картины. С помощью рисования под разными углами, дорисовывания можно воплотить любую фантазию (осьминог, костер, солнышко, цветы).
Также доступен такой вид хеппенинга как рисование на подносе. Насыпав на него ровный слой мелкой крупы или песка (натуральных или подкрашенных) и проводя по этому слою пальцами можно создавать изображения геометрических фигур, пейзажи и все на что способно воображение.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии создают условия для развития индивидуальности и личных познавательных способностей ребенка дошкольного возраста.