Валентина Бушукина
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя
▼ Скачать + Заказать документы
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.
Публикация «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп компенсирующей направленности.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
• формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
• преодоление нарушений слоговой структуры слова;
• обогащение словарного запаса;
• развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
• формирование грамматического строя речи и связной речи;
• обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей [6].
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда [3].
В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: развитие словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи. Основную работу по этим направлениям в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводит воспитатель. Однако из общего объёма содержания работы, направленной на развитие речи, с целью коррекционного воздействия выделяются несколько разделов, усвоение которых вызывает у детей наибольшие затруднения. Сюда относится образование слов приставочным и суффиксальным способами, способом словосложения, образование слов с уменьшительно- ласкательным значением. Затрудняются дети также в образовании ряда грамматических форм слов. Эти разделы первоначально отрабатываются на логопедических занятиях на материале доступных для правильного произношения слов и затем включаются в занятия воспитателя.
Работа по развитию связной речи также содержательно изменяется. Работа проводится преимущественно над пересказом, для чего подбираются небольшие тексты. Подготовка к овладению описательным и сюжетным рассказами осуществляется постепенно, на основе накапливаемых лексико-грамматических средств [2].
Процессы закрепления правильного произношения и овладения лексико-грамматической стороной речи является объектом пристального внимания воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.
Итак, воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки приёмов и методов проведения занятий, каждому из них предоставляется свобода творческих поисков [7].
Таким образом, только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.