Виолетта Никулина
Совместная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей группы «Здравствуй, весна!»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей группы
«Здравствуй, весна!»
Цель: автоматизировать звук [с] в словах, предложениях, в спонтанной речи.
Задачи:
в образовательной области «Речевое развитие» :
- закреплять правильное произношение звука [С] изолированно, в словах, предложениях и в спонтанной речи;
- закреплять понятия «звук», «буква»;
Публикация «Совместная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей группы „Здравствуй, весна!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- развивать фонематический слух;
- закреплять навык звукового анализа слова (определение места звука в слове);
- активизировать и обогащать лексический словарь по теме «весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление.
в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- формировать у детей готовности к совместной деятельности, умения работать в подгруппе, осуществление взаимопомощи;
- развивать эмоциональный интеллект посредством совершенствования умений выражать эмоции вербальным и невербальным способами.
Оборудование: камешки Марблс, цветы подснежники с предметными картинками (сосулька, солнце, лиса, лист, жук, лужа, куст, ежик, лес, сосна, барсук, мультимедийное оборудование, су - джоки, предметные картинки (ствол, куст, аист, ласточка, лист, лиса, лес, схемы, предметные картинки птиц: (сорока, скворец, соловей, трясогузка).
I. Организационный момент.
Слайд №1
Логопед: - Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Я приглашаю Вас на прогулку в весенний лес.
Слайд №2
(Звучит музыка леса)
Вот мы и оказались в лесу.
Послушайте стихотворение, а Вы скажите о каком времени года идёт речь?
Светает рано по утрам, Проталины и тут и там. Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Все это время года знают.
Актуализация знаний.
- Весна
- А как Вы догадались?
-После, какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
- Какие весенние месяцы Вы знаете? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц? (март)
-Правильно, март – первый весенний месяц.
- А когда приходит весна какое у Вас настроение? (хорошее, радостное)
- А если пойдёт сильный дождь настроение поменяется? (да, грустно становится)
II. Сообщение темы
Логопед: - Ребята, в слове весна, лес, есть звук, с которым мы «дружим» в последнее время. Я сейчас произнесу ещё раз, а вы послушайте и скажите о каком звуке идёт речь. (Вессссссна, лесссс)
Дети: - Это звук С
Логопед: - Правильно!
Логопед: - Вспомним, как произносится звук С. Где находятся губы, язык. И дадим характеристику звуку. Слайд №3 В этом нам поможет звуковой цветок. Посмотрите на экран.
Дети: - губки в улыбке, зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идёт по центру язычка;
Логопед: - Этот звук согласный или гласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
Дети: Это согласный, т. к. есть преграда в виде зубов. Его нельзя пропеть. Звук твёрдый. Глухой, т. к. горлышко не работает.
Логопед: - Ребята, а какой буквой обозначается звук с?
Дети: Буквой С
Игра «Выложи букву»
Логопед: Я предлагаю камешками выложить букву С. Но, чтобы выполнить следующее задание, необходимо поделиться на команды. В этом нам помогут ленточки зелёного и жёлтого цвета. Возьмите ту ленточку, которая Вам понравилась. Слайд № 4 А теперь посмотрите на экран и вспомните как пишется буква С. Пожалуйста приступайте, а я посмотрю какая команда самая дружная.
Логопед: - Ребята, молодцы!
Логопед: - Весной природа оживает. Появляются цветы. А кто знает как называются первые цветы?
Дети: - Подснежники.
Логопед: - Посмотрите, а в нашем лесу появились подснежники? (ответы детей)
Слайд№5 Игра «Собери подснежники»
Слайд№6 Игра «Определи место звука в словах»
Логопед: - Но наши подснежники необычные. На каждом цветке - картинки, каждому из Вас необходимо взять подснежник, в названии которого есть звук С. (лист, снег, ласточка, барсук, лиса, солнце, куст, скворечник, аист, лес, ежик, жук). Дети складывают цветы в корзинку. А ещё попробуем определить место звука С в словах. В этом нам помогут схемы.
Логопед: - Молодцы, ребята!
Слайд№7 Пальчиковая гимнастика
Логопед: - Предлагаю присесть и отдохнуть вот на таких пенёчках. Возьмём в руки вот такие разноцветные шарики выполним пальчиковую гимнастику. Не забывайте четко и правильно произносить [С]. (Дети садятся на подушки. Выполняют пальчиковую гимнастику с помощью Су – Джока).
Логопед: Са- са- са – к нам пришла весна!
Со – со – со - ярко светит солнышко!
Су – су – су - гуляли мы в лесу!
Са – са – са – красавица весна!
Су – су – су – очень любим мы весну!
Слайд№8
«4-ый лишний»
Логопед: - Ребята, пока мы с вами разминали пальчики, к нам на деревья кто – то прилетел. Кто это? (ответы детей). Назовё м их: сорока, скворец, соловей, трясогузка. Назовите какая птица лишняя и почему?
Дети: Лишняя сорока, потому что это зимующая птица. А все остальные перелётные птицы.
Слайд №9 Игра «Назови ласково»
Логопед: - Дети, назовите перелётных птиц ласково.
Дети: Скворец – скворушка, соловей – соловушка, трясогузка - трясогузочка.
Логопед: - А сейчас приглашаю потанцевать, чтобы поднять настроение!
Слайд №10
Физ. минутка
Слайд №11 Автоматизация звука [с] в скороговорке
Логопед: - А проговорим скороговорку. Послушайте внимательно:
Прослезилась сосулька от солнышка.
Логопед: - Давайте скажем хором.
А сейчас я предлагаю проговорить скороговорку с разными эмоциями. В этом нам помогут смайлы. Возьмите со стола по одному смайлу, какая эмоция изображена на смайле, значит так Вы и рассказываете скороговорку. А другие ребята, отгадывают какая эмоция Вам досталась. ( На столе лежат смайлы эмоции: радость, грусть, страх, злость, любовь).
Логопед: - Ребята, кто готов произнести скороговорку с эмоцией?
Логопед: - Дети, Вы догадались какая эмоция досталась Саше?
Логопед: - Ребята, Вы отлично справились с этим заданием!
Слайд№12
Логопед: - Нам пора возвращаться в детский сад.
III. Итог
Логопед: Ребята, наша прогулка подошла к концу. Посмотрите, у меня есть солнышки и облачка. Если Вам понравилось занятие, то возьмите солнышко, а если нет, то облачко. Спросить, что именно понравилось.