Ирина Шпагина
Совместная деятельность «Золотой листопад донской осени» с детьми подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы
«Золотой листопад донской осени»
Интеграция с направлениями «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
Программное содержание:
• расширить знания детей о сезонных изменениях в природе;
• развивать творческое воображение, эстетический вкус;
• учить замечать красоту осеннего пейзажа;
• воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Темочки:
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедия. Работа логопеда
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Подготовительная группа
- Темочки
• мультимедийный проектор;
• слайды с изображением осенних пейзажей, листьев.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций осенних пейзажей;
• экскурсия в осенний парк;
• чтение рассказов, стихотворений о временах года.
Воспитатель (В.) : Как интересно оказывается: если шелестеть, шуршать с разной силой, получаются всевозможные звуки. Давайте попробуем еще раз. Вслушайтесь в каждый волшебный звук. Может быть, это о чем-то шелестят, переговариваются листья.
Дети (Д.) : Под ногами листопад, (ходьба)
Листья желтые лежат,
Листья желтые лежат, (наклоны)
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и листенок.
В. : Что такое листопад?
Представьте, что ваши кисти рук – это листья.
Раздвиньте пальцы и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки (клена). Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. А теперь листочки повисли : расслабьте руки. Теперь покажем, как качаются листики на ветру. (Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону). Теперь листики дрожат на ветру. (Быстрые движения пальцами рук).
В. : Летят листья над лесами, полями. (Дети изображают полет листьев). А вот они порхают и кружатся над тихим Доном. Река, как серебристая лента, плавно скользит в осенних далях и цветные листья, грустно опускаясь на воду, украшают как разноцветные лоскутки ткани. А наши листочки ветер уносит снова обратно.
В. : А что это сверкает впереди?
Д. : Это золотые купола Новочеркасского Вознесенского собора.
В. : Вы любите свой город? Почему? Ответы детей.
В. : Да, наш город прекрасен в любое время года, особенно хорош осенью. Яркие осенние краски подчеркивают прелесть небольших улочек, уют площадей, сквозную легкость бульваров. А какой замечательный воздух. Глубоко вдохните через нос, насладитесь запахом осени. Сколько букетов из листьев вы собрали, есть что показать в детском саду.
Дети встают в круг, и руку, в которой букет, вытягивают перед собой – получается большой букет.
В. : Вы вернулись и у вас много впечатлений. Вы говорили, что осень – художница. Вот и вы, взяв в руки краски, нарисуйте полет листьев, золотую осень на Дону.
Дети садятся, рисуют. Букеты листьев стоят в вазах на столах. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Проводится игра-шутка «В лес мы осенью пойдем».
В лес мы осенью пойдем, (4 хлопка по коленям)
Не боимся ничего. (4 хлопка по коленям)
Если что-нибудь найдем, (4 хлопка по коленям)
То мы скажем про него; (4 хлопка по коленям)
«Во!» (сжать кулак, большой палец вверх)
А что это там впереди? (изобразить «козырек»)
А, это листва… (равнодушный взмах рукой)
А над ней не пролетишь, (круговое движение руки сверху вниз)
И под ней не проползешь, (то же движение снизу вверх, слева направо)
И ее не обойдешь,
А надо напрямик!
Шур-шур-шур-шур (поочередно поднимая ноги)
На пути играющих встречаются: кусты (вжик-вжик, грязь (чав-чав, лужи (буль-буль).
В. : Все вы превратились в осенние листья, но с каких деревьев упорхнули листочки?
Д. : Оранжево-красные - с клена, золотисто-желтые – с березы, буро-коричневые – с каштанов, бледно-желтые с каемочкой – тополиные, бордовые – с осинок.
Проводятся пластические этюды.
В. : Ребята изобразите осинку, дрожащую на ветру, а теперь могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой.
Д. : В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки,
С осинок ветер косынки сбросит –
В лесу осиновом наступит осень.
В. : А как вы думаете, какие звуки раздаются в листопад?
Д. : Шуршащие.
Воспитатель раздает бумагу и целлофан и предлагает извлечь звуки из данного материала.
В. : Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Ребята, о каком времени года эти стихи?
Ответы детей.
В. : Да, осень. Она такая разная в нашем Донском краю : золотая, пышно убранная и в лоскутьях опадающей листвы; торжественная и величавая в праздничном убранстве, и грустная, с тихим плачем мелкого дождя; с теплыми ясными днями, согретыми прощальными солнечными лучами, и с зорями в сверкающем инее заморозков.
Одновременно со словами воспитателя на экране демонстрируются слайды с видами осенних пейзажей.
В. : Кто может точно сказать, какая она, осень?
Д. : Грустная, золотая, пестрая, печальная, дождливая, пасмурная и т. д.
Д. : Скинуло кафтан зеленый лето.
Отсвистали жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам метелкою прошлась.
В. : Да, природа уже не летняя. А какие изменения произошли с ней?
Ответы детей – похолодало, изменились цвета листьев, часто идет дождь, дует холодный ветер, унылая погода и т. д.
В. : Да, осень неповторима своими разноцветными листьями.
Д. : Осень – это настоящая художница. Как она раскрасила наш Донской край.
В. : Ребята, посмотрите, у нас открылось окно и в него влетел осенний листок.
На экране слайды с изображением осенних листьев.
В. : Я слышу, как листок приглашает нас с собой прогуляться осенним днем над Донскими просторами. Вы согласны?
Д. : Да!
В. : Ну что ж, отправляемся на осеннюю прогулку.