Наталья Чихирева
Конспект занятия по развитию речи для логопедической старшей группы «Путешествие в царство золотой Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1) систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
(«Познавательное развитие»)
2) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, учитывать мнение партнера, уметь договариваться, формировать доброжелательность в общении («Социально-коммуникативное развитие»)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для логопедической старшей группы „Путешествие в царство золотой Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3) формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
(«Художественно-эстетическое развитие»)
4) учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными ; развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения по опорной схеме; отвечать на вопросы полным предложением; уточнять, активизировать и развивать словарный запас, активизировать процессы речевой практики.
развивать умение самостоятельно составлять описательный рассказ по содержанию картинки, упражнять в образовании множественного числа имен существительных. («Речевое развитие»)
5) Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук («Физическое развитие»)
6) Совершенствовать умение рисовать карандашами не выходя из контура, воспитывать эмоционально-положительное отношение к музыки («Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические:, физкультминутка «Осенние листочки»,
- наглядные: сюжетные картины, карточки с изображением дождя, листьев, урожая, птицы;
-словесные: загадки, словесная игра «Подбери признак» дидактическая игра «Подбери действие».
Материалы и оборудование:
сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, восковые мелки, шаблоны листьев, аудиозапись Чайковского «Времана года» - «Октябрь», ноутбук.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная физкультминутка «Осенние листочки».
Игровая Дидактическая игра «Подбери действие».
Познавательно-исследовательская проблемная ситуация: «Разноцветные листья»
Коммуникативная Игровая ситуация «Загадывание загадок». Дидактическая игра «Подбери действие». Составление описательного рассказа.
Изобразительная Рисование осенних листьев.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Игровая ситуация «Загадывание загадок»
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи (с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Игровая ситуация «Загадывание загадок»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень.
Дети слушают и
отгадывают загадки.
Деятельностный Сообщение темы.
Предлагаю вам отправиться в царство золотой Осени. Предупреждаю, что королева Осени приготовила для нас сложные задания. Как вы думаете, мы с ними справимся?
Тогда в путь!
Звучит музыка осеннего леса Чайковского «Времена года».
Мы с вами попадаем в осенний лес.
На ковре лежат листья (березовые, кленовые, дубовые) Дети слушают и отвечают на вопросы.
Деятельностный Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения по опорной схеме Дидактическая игра «Подбери действие». Развивают логическое мышление, речь, внимание; умеют обобщать. Закрепляют знания об осени. Умеют правильно строить свое предложение.
Воспитатель показывает опорную схему.
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают,вянут…
Дождь осенью — моросит, идет, льет, капает, …
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают, …
Деревья осенью — роняют листья, качаются от ветра…
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Дети составляют предложения по опорной схеме.
Словесная Игра «Подбери признак»
Активизировать в речи прилагательные. Осень (какая) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т. д. Дети называют прилагательные характеризующие осень. Обобщен словарь детей прилагательными.
Малоподвижная игра «Осенние листочки»
Развивать двигательную активность детей. Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил. Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.
Руки в стороны.
Бег по кругу.
Присели.
Встали, руки в стороны. Покружились. Снято мышечное напряжение.
Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
Активизировать процессы речевой практики.
Развивать умение самостоятельно составлять описательный рассказ по содержанию картинки. Давайте продолжим наше путешествие. Посмотрите королева осени оставила нам письмо. Давайте откроем конверт и посмотрим что внутри.
Ребята посмотрите, художник нарисовал картины, но злая волшебница Осень их заколдовала. И они стали черно-белые.
Ребята давайте их расколдуем. Опишем всю красоту осени.
Давайте разделимся на 3 команды.
Каждая команда составляет рассказ по картине и рассказывает его.
Вам нужно в группах составить рассказ по картине и рассказать.
Воспитатель после прослушивания описательных рассказов, показывает цветную картину на ноутбуке.
Давайте встанем на ковер и отдохнем немного. Дети в группах составляют рассказ и по каждой картине рассказывают. Сформировано умение составлять описательный рассказ об осени.
Художественное творчество рисование «Разноцветные листья»
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Посмотрите на ковре у нас лежать листья.
Какие они?
Осень еще не успела их раскрасить. Давайте возьмем их и раскрасим в яркие осенние цвета.
Выбирайте ребята что вы будете использовать карандаши или краски. Самостоятельно раскрашивают листья. Выполнение художественного задания.
Заключительный Рефлексия.
Ребята посмотрите какие красивые листья у вас получились.
Давайте возьмем их в детский сад и украсим ими группу.
Дети слушают. Создание условий для дальнейших действий в группе.