Алина Негревская
Конспект занятия «Составление рассказов по картинкам» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Цель: составление рассказа с детьми старшего дошкольного возраста, используя серию сюжетных картинок «Страшный зверь».
Задачи:
Обучающие:
1. формировать умение составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
2. продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказов по картинкам“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
1. развивать зрительное внимание и восприятие.
2. развивать умение выслушивать ответы товарищей.
Воспитывающие:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.
воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы.
Методы:
Наглядные – наблюдение за изменением и преобразованием объектов; демонстрация наглядных пособий. Приемы: показ образца.
Словесные методы - рассказ педагога. Рассказы детей. Беседа.
Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа.
Практические методы обучения – упражнение. Прием: составление рассказа.
Детская цель: стать писателями, составить, напечатать и поместить рассказы в уголок для родителей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова, К. Чуковского; упражнение «В лесу», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Штанишки для мишки», «Клубок», «Находка», составление рассказов по серии картинок.
Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь».
Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей, подставки с карандашами.
Активизация словаря:
существительные: зверь, ружье, дупло;
прилагательные: старый, страшный, смешной, горящие, охотничьё, грозным;
глаголы: отправились, рассмеялись, решили, выставил, попался, притаился.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? (Писатель - это человек, который пишет рассказы).
-Каких писателей вы знаете? (Л. Н. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский и т. д.).
-Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да).
1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение их в нужной последовательности.
(Педагог предлагает детям сесть на стульчики за столы, стоящие полукругом перед мольбертом).
- Сегодня мы, как писатели составим рассказ по картинкам. Ваши рассказы я запишу на диктофон, напечатаю, и мы поместим их в уголок для родителей.
(Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).
-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
(Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок подходит к мольберту, выставляет их по порядку).
2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.
1картинка
-Какое время года изображено на картинках? (Наступило лето).
-Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко).
-Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку).
-Давайте придумаем им имена. (Пр. : Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя).
-Как вы думаете, куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня отправились в лес).
-Какими другими словами можно сказать, что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили).
-Зачем они пошли в лес? (Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками).
-Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них в руках корзинки).
-Что можно сказать об их настроении? (Они веселые, довольные, радостные).
2картинка
-Рассмотрим вторую картинку.
-Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели, чьи - то горящие глаза).
-Где было дупло? (Дупло было под старым толстым деревом).
-Почему им стало страшно? (Потому что они решили, что там притаился страшный зверь). Кого могли представить себе дети?
3 картинка
-Что сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой).
-Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.)
-Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода. Одет в белую рубаху и штаны, на ногах сапоги, на голове синяя кепка. За спиной у него охотничий мешок. На плече несет ружье.).
- Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей).
4картинка
-Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом).
-Что делает дедушка? (Он думает что делать).
5картинка
-Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались в траве).
-Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там, вылезай! Кто здесь прячется? А ну, выходи, страшный зверь).
6 картинка
-Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку).
-Как догадались, что сильно удивился? (он приоткрыл рот от удивления, поднес руку к голове).
-Почему Катя и Ваня улыбаются? (Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка). Что сказал дедушка? («Ну, и страшный зверь!»)
3. Физкультминутка. Упражнение «В темном лесу»
Дети встают в круг.
В темном лесу есть избушка, (дети идут по кругу)
Стоит задом наперед. (поворачиваются вокруг себя)
В той избушке есть старушка
Бабушка яга живет.
Нос крючком, (палец изгибают крючком, подносят к лицу)
Глаза большие, (указательным и большим пальцем изображают глаза)
Уши длинные торчат, (ладони прислоняют к ушам)
Фу, сердитая какая! (взмах ладонью)
Дыбом волосы стоят. (поднимают руки вверх)
4. Составление рассказа по цепочке.
-Ребята, сейчас я включу диктофон, а вы расскажите эту историю от начала до конца. Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте внимательны. (Рассказывают 3 человека).
-Как можно назвать рассказ? («Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т. д.).
-Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день).
-Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами).
-Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа).
-Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей.
Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»
Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!»
И тут из дупла вышел маленький смешной. котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
5. Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?».
Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами.
-Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка).
-Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное).
-Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают).
-Кого вы раскрасили? (Кошку и ежа).
-Почему? (Кошка домашнее животное, а еж - самое маленькое животное).
6. Рефлексия занятия
Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.
-Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных).