Милана Шамхалова
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему : Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»
Цель: развитие связной речи детей, через составление описательного рассказа по картине.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи „Составление рассказа по картине „Не боимся мы мороза“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Задачи:
Образовательные :
учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга, используя для описания зимы образные слова и выражения.
учить отражать содержание картины по плану, предложенному воспитателем;
закрепить умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы;
учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово.
Развивающие :
развивать связную речь, память, внимание, воображение.
Воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность.
Интегрированные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Активизация словаря: снежная, морозная, суровая, вьюжная, белая, холодная, веселая, злая, ледяная.
Предварительная работа: беседа о временах года; рассматривание иллюстраций. : «Зима», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Кружевная красота»; разгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов о зиме.
Средства реализации.
Демонстрационный материал: картина «Не боимся мы мороза», схема, грустные и веселые смайлики на магните, конверт с письмом.
Раздаточный материал:
Методические приемы: беседа, обсуждение, рассказ, вопросы, объяснение, рассматривание, игровая мотивация.
Ход занятия.
Организационный момент.
Встанем рядышком, друг к другу,
Скажем «Здравствуйте!» гостям.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Воспитатель: дети, а перед тем как мы начнем наше занятие давайте разомнем наш язычок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Проговаривание чистоговорки вслед за воспитателем) :
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ра-ра-ра очень рада детвора.
Ре-ре-ре – в снежки играем во дворе.
Ах-ах-ах – летим с горы на санках.
Воспитатель: дети, к нам в детский сад пришло письмо.
(Воспитатель показывает письмо, на котором нарисованы пирамиды и написано: «Кому: детям 3 группы»).
Воспитатель: что же написано в письме? Интересно вам?
Дети: да.
Воспитатель: хорошо, тогда садимся на места, спина у нас прямая, ноги ровно стоят на полу (дети садятся за столы).
(Воспитатель читает письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте, дети! Пишут вам Ези и Зола. Мы живем в Египте, город Каир, у нас очень тепло. Знаем, что сейчас в России зима. Но мы, к сожалению, никогда не видели русской зимы, так как у нас ее не бывает. Расскажите, пожалуйста, нам о вашей зиме, о детских зимних забавах. А мы расскажем своим подружкам».
Воспитатель: поможем девочкам? Расскажем о нашей зиме?
Дети: да.
Игра «Какая зима»
Воспитатель: давайте мы с вами вспомним какая бывает зима.
Дети: морозная, снежная, суровая, холодная, веселая, вьюжная, белая.
Воспитатель: а что у нас бывает зимой? Я буду говорить начало предложения, а вам нужно его закончить.
Игра «Закончи предложение»
Зимой люди ходят в… (шапках, шубах).
Зима приносит… (снегопады, морозы).
Вода замерзла на… (реках, озерах).
Я люблю кататься зимой на… (санках, лыжах).
Дети катаются на… (лыжа, коньках).
Дети лепят … (снеговика).
Дети играют в … (снежки).
Воспитатель: молодцы дети, а в составлении рассказов нам поможет картина, давайте ее рассмотрим.
(Воспитатель прикрепляет на доске картину «Не боимся мы мороза». Задает вопросы по картине).
Воспитатель: дети, посмотрите внимательно, что изображено на картине?
Дети: на картине изображены дети, которые играют на улице.
Воспитатель: какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети: на картине изображена зима, потому что дети очень тепло одеты и повсюду лежит снег.
Воспитатель: какая погода на улице?
Дети: теплая, морозная.
Воспитатель: кто изображен на картине?
Дети: на картине изображены девочки и мальчики.
Воспитатель: чем заняты дети?
Дети: дети лепят снеговика.
Воспитатель: какое настроение у детей? Почему?
Дети: у детей веселое настроение, потому что они играют.
Воспитатель: во что одеты дети?
Дети: дети одеты в теплую одежду.
Воспитатель: какие деревья изображены на картине?
Дети: на картине изображены березы.
Воспитатель: чем покрыты березы?
Дети: березы покрыты снегом.
Воспитатель: молодцы дети, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть.
Физкультминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс).
Воспитатель: сели ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Воспитатель: чтобы вам было легче составлять рассказы я приготовила для вас схему-подсказку.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают схему).
Воспитатель: чтобы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов: «Был ясный, зимний день…», «Погода была морозная и снежная…». А закончить рассказ каждый может по своему.
Воспитатель: дети, рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга.
(Составление рассказов детьми. Дети по желанию выходят к картине).
Воспитатель: молодцы дети у всех получились очень интересные и забавные рассказы. Дети, а чей рассказ вам понравился больше? Почему?
(Дети анализируют рассказы друг друга).
Дети: мне понравился рассказ Майи (Арсена, Артема и т. д., потому что он полный, она рассказала обо всем, в правильном порядке, ее рассказ был плавным, Майя передавала эмоции, использовала красивые слова.
Игра «Придумай название картины»
Воспитатель: вы знаете, что каждая картина имеет своё название. Как, по вашему мнению, можно назвать картину? Объясните свой выбор.
Дети: я думаю, что картину можно назвать «Дети на прогулке», так как здесь изображены дети, которые гуляют; я думаю, что картину можно назвать «Зимняя прогулка», потому что дети гуляют зимой; я думаю, что картину можно назвать «Зима», потому что на картине изображена зима.
Воспитатель: очень интересно! Замечательно!
Итог занятия.
Воспитатель: дети кому мы сегодня помогали?
Дети: девочкам из Египта.
Воспитатель: а как мы им помогли?
Дети: мы составили очень интересные рассказы.
Воспитатель: а почему девочки попросили нас составить рассказы о зиме?
Дети: потому что девочки живут в теплой стране и у них никогда не бывает зимы.
Воспитатель: как вы думаете мы справились с заданием?
Дети: да.
Воспитатель: что больше всего вам понравилось?
Дети: составлять рассказы, рассматривать картину.
Воспитатель: молодцы, я запишу ваши рассказы и отправлю письмом девочкам в Египет.
Воспитатель: а еще у меня есть вот такие вот веселые и грустные смайлики, каждый прикрепите на доску, тот смайлик который показывает ваше настроение от занятия.
Воспитатель: молодцы дети, спасибо за занятие.