Приложение МААМ

Содержание и направление логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР и ЗПР

Мария Веселкова
Содержание и направление логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание и направление логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР

Коррекционная работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях :

1) развитие смыслового программирования текста,

2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.

Публикация «Содержание и направление логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР и ЗПР» размещена в разделах

При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста [55, c.76].

Как указывалось выше, у детей с ОНР и с ЗПР нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

- развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

- формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

- развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:

- развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

- формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

- развитие умения связывать предложения в тексте.

Система коррекционной работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с ОНР и ЗПР способствует развитию их мыслительной деятельности, помогает более полной их социализации. Поэтому в свете решения этой проблемы весьма актуально представляются вопросы речевого развития дошкольников с ОНР и ЗПР. Календарно-тематический план занятий по развитию монологической речи представлен в таблице 8.

Таблица 8 - Календарно-тематический план занятий

№ п/п Этапы работы Тема

1 Подготовительный этап Сказка «Под грибом» В. Сутеев

2 Продолжение работы над сказкой «Под грибом» В. Сутеев

3 «Животные»

4 Основной Пересказ Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы

по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога

действующих персонажей

5 Пересказ рассказа Чарушина «Лисята»

6 РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение

по опорным словам и картинному плану.

7 Сказка «Петух и собака»

8 Пересказ сказки «Колобок» с использованием пиктограмм.

9 Пересказ сказки «У солнышка в гостях» с

применением пиктограмм

10 Я. Тайц «Волк». Пересказ по опорным словам

11 Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста.

Разбиение текста на части, составление плана, определение

опорных слов для пересказа.

12 Пересказ сказки «Репка» с применением пиктограмм

13 Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с применением

пиктограмм

14 Пересказ сказки «Три медведя» с применением пиктограмм

15 Пересказ рассказа «Добрая девочка»

16 М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и

оценка чувств и настроений героев.

17 Ю. Ермолаев «Лучший друг»

18 М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

19 Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», Анализ и оценка

поступков героев.

20 Д. Тихомиров «Находка».

В работе использовались, наглядны, словесные и практические методы.

В процессе работы над пересказом текста у детей вырабатывался ряд умений:

- последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки;

- умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях);

- умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т. п.).

При формировании монологической речи научаются пересказывать текст от лица героя, от автора, дополнять текст; могут пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану.

Таким образом, предложенный комплекс занятий решает не только задачи по обучению детей пересказа младшего школьного возраста с ЗПР и старшего дошкольного возраста с ОНР, но и такие задачи, как: развитие связной речи, работа над расширением словарного запаса. Содержание логопедической работы по формированию монологической речи у детей с ОНР и ЗПР

С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ :

1. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т. е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать [13, c.187].

2. Работа с сюжетными и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:

а) подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;

б) найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;

в) на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;

г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик - сачок, дедушка - лопата, девочка - кукла и т. д., опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.

3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:

а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;

б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;

в) определить место “выпавшей” картинки среди других;

г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа педагогом

ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;

з) «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии “На снежной горке” и три картинки серии “Верный друг”). Дается задание распределить картинка по двум смысловым группам.

Коррекционная работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи, т. е. на вербальном уровне [35, c.143].

4. Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:

а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;

б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;

в) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);

д) придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например : дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);

е) работа с деформированным текстом.

С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:

а) назвать, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о медведе — словами медведь, он, зверь);

б) заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);

в) определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;

г) закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);

д) добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.

В процессе коррекционной работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной [37, c.175].

В зависимости от характера текста различают тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения. В старших группах в основном работают над текстом-повествованием и текстом-описанием.

Смысловое содержание текста не представляет собой простую сумму входящих в него предложений. В тексте имеет место, определенное движение мысли. По Марковой А. К., оно осуществляется двумя путями:

1) через предикат,

2) через субъект.

В первом случае предикат первого предложения становится субъектом второго предложения и т. д., что является условием превращения совокупности предложений в единое целое, связный текст. Например : “Над окном дома было гнездо. Из гнезда выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик упал из гнезда. ” Такая семантическая структура текста называется цепной.

Во втором случае каждое из предложений текста характеризует один и тот же субъект. Например : “Медведь имеет теплую, мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. ”

В более сложных по структуре текстах имеет место и та и другая связь предложений (и цепная, и параллельная).

В тексте с цепной связью (в повествовании) как правило, имеется динамика, развитие события, последовательность действий. В тексте с параллельной связью (в описании, наоборот, присутствует статичность, рассказывается об одном и том же предмете. Учитывая характер смысловой структуры текста, в старших группах детского сада сначала проводится работа над повествованием, затем над описанием. В дальнейшем подбираются тексты, включающие и цепную, и параллельную связь [28, c.197].

В связи с различной семантической структурой текстов в процессе логопедической работы необходимо отдельно отрабатывать внутреннее (смысловое) программирование и языковое оформление текста-повествования и текста-описания.

В работе использовались, наглядны, словесные и практические методы.

Работа по развитию навыков пересказа строилась в определенной последовательности:

первоначально зачитывалось произведение (дважды, выразительно, в медленном темпе, при необходимости давались пояснения незнакомых слов;

далее предлагалось заполнить квадратные блоки героями рассказа и основными предметами, которые помогут составить рассказ (предлагались изображения героев рассказа, предметов и места действия, которые в дальнейшем заменялись схематическими изображениями);

по ходу работы обговаривалось содержание рассказа в виде вопросов и ответов, объяснялись непонятные слова;

далее зачитывался рассказ, после чего детям предлагалось его пересказать.

Используя наглядную модель во время пересказа, дети не теряли главных героев и пересказывали его более близко тексту. Дети строили модель произведения: выделяли значимые для развития сюжета фрагменты, определяли взаимосвязь между ними, выстраивали последовательность эпизодов, и, наконец, объединяли фрагменты в единый сюжет. Затем учащиеся пересказывали произведение с опорой на модель.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и направление логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР и ЗПР
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 12:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и направление логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР и ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Веселкова (УИ 1069607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД