Галина Александровна Алиева
Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе
Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности. Но как же можно донести до детей содержание художественных произведений? Через восприятие детьми звучащей речи.
Звучащая, устная речь легко восприниматься, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Дошкольный возраст -оптимальный для усвоения языка. Дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах. Они усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Но восприятие речи, как и самой речи, надо учить. Я предлагаю материал, в котором раскрываю как проводилась эта работа в нашей группе. Опыт работы на тему «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе».
Публикация «Опыт работы „Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, изменения темпа речи. Она усиливает лексического значения слов.
Для большинства из детей логопедической группы характерно нарушение интонационной стороны речи. Однако, следует заметить, что все они хорошо воспринимают интонацию взрослых и могут подражать нам.
Работа по формированию интонационной стороны речи мы осуществляли в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение-это выделение слов наиболее важных по смыслу. А чтобы детям легче было запомнить те слова, на которые падает ударение, мы вместе сними выделяли их хлопками в ладоши, притопыванием. Дети вместе с воспитателем выполняют эти движения одновременно, выделяя необходимые слова голосом и движением.
Большое внимание на занятиях по развитию речи мы уделяли формированию у детей умением пользоваться повествовательной, восклицательной и повелительной интонациями. Для этого проводим дидактические игры с целью закрепления этих интонаций. Например: «Скажи, как я», «Пригласи меня в гости», «Произнеси по-разному : «Мне купили велосипед» (спрашивая, восхищаясь,требуя, «Изобрази лисичку» (добрую, злую, хитрую) и т. д.
Кроме того ведется работа по формированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радости, удивления, испуг, страх.
Эту работу можно проводить и на занятиях по составлению рассказов по картине, пересказе, разучиванию стихов, потешек, в играх драматизациях, в подготовке к праздникам, на рисовании. Дети учатся рисовать лица с различными выражениями эмоций. Одним из наиболее простых средств выражения эмоций является междометия виде отдельных гласных или слов. Их воспроизведение сопровождается различными произвольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в жизни для выражения радости, удивления. Проводились такие игры, детям показывали картинки с простым сюжетом, на которых изображены мама, качающая дочку, мишка с перевязанной щекой-больной зуб, мальчик, потерявшейся в лесу, ребенок, плачущий в коляске предлагалось одним коротким словом озвучить картинки. (а-а-а, ой-ой, ау-ау, ау-ау). Работу над интонацией мы проводили на материале слов, предложений, небольших текстов или стихов. Проговаривание сопровождалось определенными выразительными движениями, например при передачи интонации вопроса, делается выразительное движение кистями рук. (муз. -дид. Игра «А кто у нас умный?»
Для поддержании интереса детей во время заучивания стихов с выражением проводили игровые упражнения «Скажи как я», «Скажи громко, шепотом, тихо». Чтение стихов сопровождали игровыми действиями (физкультминутки, предметной наглядностью, рассматриванием иллюстраций.
Для того чтобы добиться хорошей выразительности речи надо начинать заниматься с дыхательной гимнастики, включая упражнения на озвучивание гласных и согласных, далее идет работа над дикцией и, только когда голосовой аппарат «настроен» и, подготовлен, начинаем работу над интонационной выразительностью.
На занятие по выразительности речи художественное слово выступает не только как чувство воспитания речевой выразительности, оно приучает детей видеть, думать, оценивать, сопереживать, чувствовать. На протяжении занятий воспитывается воображение ребенка, дети учатся общаться друг с другом, с окружающими. В процессе работы мы учили детей мыслить, чувствовать.