Элеонора Феоктистова
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение»
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Придя в незнакомый детский коллектив - детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей дошкольного возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Валеологическая песенка-распевка «Цветочек»
На полянке между кочек Дети сидят на корточках, опустив голову, сжавшись
в комочек.
От травы зеленых, Медленно поднимают голову
Потянулся вверх цветочек,
Хрупкий несмышленый.
Он от ветра задрожал «Дрожат»
И листочки вверх поднял Выпрямляются, поднимают ручки вверх,
«умываются».
А потом … раскрылся! Встают, руки в стороны
Здравствуй, солнце ясное! Хлопают в ладоши.
Здравствуй, день погожий! Гладят себя по голове.
Я цветок такой прекрасный,
Добрый и хороший!
Дыхательная и звуковая гимнастика. Учимся правильно дышать, т. к. певческое дыхание – самое правильное. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик но восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. Звук «М»- действует на мозг, зрение, слух. «Е»- на горло, «О»- на сердце, «У»- на живот, «А»- на руки и ноги, «Ш» («М»)- на организм в целом.
Нужно сделать глубокий вдох через нос, а затем выдох через рот, произнося при этом эти звуки. Вдох и выдох делать около 7 секунд. Всё упражнение от5 до 10 минут. И чем чаще его делать, тем лучше.
Фонопедическое упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Дети сначала дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом –«А-а-а»
Далее чередуют : на правую –бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Артикуляционная гимнастика. Основная её цель – выработка качественных движений артикуляционного аппарата, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д. ,не давить с силой, используя поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. При проведении игр с элементами массажа дети непросто работают, а играют с собственным телом: мнут, разглаживают, лепят, словно ваятель.
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Игровой массаж «Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам Бегают пальчиками по лицу
Расходиться по домам!
Гром! Гром! Как из пушек! Барабанят пальчиками по лбу, щекам.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Хлопают в ладоши.
Все под крышами сидят, Изображают руками «крышу» над головой
Только мой братишка в луже Гладят себя по лицу.
Ловит рыбу нам на ужин. Проводят большими пальцами
Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Пальчиковая игра «Кошка»
Посмотрели мы в окошко- Делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка «Бегают пальцами правой руки по левой руке.
С такими усами! Показывают «длинные усы»
С такими глазами! Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, «Зовут» правой рукой.
Нас гулять скорей зовет!
Речевые игры. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее! Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Речевые упражнения очень важны для развития у детей чувства ритма и слуха. Ритм заключённый в словах ощущается детьми естественно «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст является лучшей предпосылкой для плодотворного музицирования. С большим воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, «чепуховые» рифмы (эне – бене – раба, хокери – доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются.
Сегодня я познакомлю вас видом деятельности, который очень нравится детям, «Речевое музицирование» - это декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями или игре на музыкальных инструментах. Отсюда появилось новое современное слово «Ритмодекламация»– это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т. д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки - самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности – помогают освоить ритм и связать его со словом.
Шуршунчики
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.
Речевая игра «Едем на тележке»
Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.
Едем, едем на тележке Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки.
Листья ласково шуршат, Ш-ш-ш
Птички звонко так свистят. Фью-фью
Белочка на ветке орешки грызёт, Цок-цок
Рыжая лисичка зайца стережёт. Тс-тс
Едем, едем на тележке Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки.
Ручеёк журчит, Болтание языком
В речку он бежит.
Долго-долго ехали, Скрип-скрип
Наконец, приехали!
Ух! Хором
Физкультминутки. Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
«Представься по имени»
(каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:
Один. «Ка-тя» – (хлопки)
Все. «Ка-тень-ка (шлепки по коленям, и. т. д.
Волшебные барабаны
Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.
Логоритмика (это метод развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой). Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
(для шумового оркестра)
Ну-ка, колокольчик, зазвони скорее! На проигрыш звенят колоколъчиками
Зазвони скорее! Звонче, веселее!
Ну-ка, погремушки, дружно отвечайте! На проигрыш звенят погремушками.
Дружно отвечайте, весело играйте!
Где ты, бубен-весельчак? На проигрыш звенят поднятыми вверх бубнами.
Без тебя нельзя никак!
Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру. Наши дети очень любят новогоднюю музыкальную игру «Мы повесим шарики».
Ритмопластика Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т. д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
(Требования к подбору музыки:Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т. д.).
Требования к подбору движений :В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.);разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.)
Что такое доброта?
Авторы песни: Виталий Осошник и Татьяна Залужная, исполняет группа «Барбарики»
I куплет
Что такое доброта? Поднимаем и опускаем плечи
Что это такое доброта? с разворотом корпуса вправо и влево
И увидеть нельзя, Двумя руками закрываем и открываем глаза,
и нельзя потрогать. Вытянутыми руками выполняем хватательные дв.
Доброта – это когда, Руки на поясе, выполняется пружинка
Доброта – это тогда, когда влево и вправо
Все друг другу друзья, Раскрыть руки в стороны и обхватить себя
И летать все могут! Прыжки на месте, махи руками как крыльями
Припев:
Девочки и мальчики, Движение правой рукой, как будто считаем указ.
Сладкие, как карамельки, Качаем головой вправо и влево
А на них большие башмаки, Выставление правой и левой ноги на пятку
Это Бар-бар- барики. Бег на месте
Лёгкие, как мотыльки, Прыжки на месте, махи руками как крыльями
А в глазах горят фонарики, Руки на уровне глаз, пальчики собираем и
раскрываем
А на них большие башмаки, Выставление правой и левой ноги на пятку
Это – Барбарики. Бег на месте
Встреча (игра для двух партнеров)
Сначала текст мини-пьески произносит взрослый. В дальнейшем роли животных будет исполнять ребёнок.
Первый играющий: Повстречались два котенка (соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка).
Второй играющий: Мяу-мяу.
Первый: Повстречались два щенка (играющие соединяют безымянные пальцы).
Второй: Ав-ав.
Первый: Повстречались жеребята (соединяют средние пальцы).
Второй: Иго-го.
Первый. Повстречались два 6ыка (соединяют большие пальцы).
Второй: Му-у-у.
Первый: У быков большущие рога! (играющие имитируют указательным и средним пальцами рога (делают «козу»). Это же упражнение делается и правой, и левой руками.
Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию. Более подробно об этой технологии расскажет педагог-психолог.
Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. В официальной медицине существует целое направление – музыкотерапия. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Ещё в 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.
Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии.
Установлено, что музыка — воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора:
-вибрационный,
-физиологический
-психический.
Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.
Музыкотерапия:
1. Для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно
использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.);
2. При слабой мелкой моторике пальцев — клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор);
3. При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка — прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.);
4. Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению.
Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент».
Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме.
На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др.
Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Итог:
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, инструктора по физической культуре и педагога-психолога.
Литература по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях МУЗО:
- «Музыкальное воспитание» О. Радыновой;
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной;
- Программа «Элементарное воспитание»;
- Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной ;
- «Как воспитать здорового ребёнка» В Алямовской;
- «Оздоровительные игры для дошкольников» А. Галанова;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева;
- «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова;
- Программа оздоровления «Зелёный огонёк здоровья» М. Картушиной;
- «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой;
- «Психогимнастика» М. Чистяковой.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия ребёнка;
• Повышение уровня речевого развития детей;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.