Наталья Петрушова
СОД «Гласные звуки» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Гласные звуки
Коррекционно-образовательные цели.
Закрепить знания детей о гласных звуках. Уметь определять звуки по артикуляции, мануальному показу, символу. Развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков. Закрепить у детей правило слогоделения слов. Познакомить детей с термином «ударение».
Коррекционно-развивающие цели.
Публикация «СОД „Гласные звуки“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Группы компенсирующей направленности
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Формирование длительного плавного выдоха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие памяти, внимания.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков саморегуляции, самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование: символы гласных звуков, контурные изображения девочек-звуков, предметные картинки, схемы слов.
Предварительная работа: СООД по формированию фонетической стороны речи по звукам А, У, И, О, Э, Ы;чтение сказки «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Муур Л., знакомство со слогообразующей ролью гласных.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка: а-а-а,
Но не желают свистеть и ворчать. (В. Берестов)
2. Сообщение темы занятия.
-Мы сегодня продолжим разговор о гласных звуках.
-Назовите гласные звуки.
-Что у них общего? (Они поются.)
3. Фонетическая ритмика.
Звук «А». Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.
Звук «О». Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У». И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.
Звук «Э». И. п. : руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И». И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Интонация удивления и радости.
4. Д / И «Сломанный телевизор»
Цель: узнать звук по беззвучной артикуляции, мануальному подкреплению, по символу.
-Ребята, в нашей группе сломался телевизор- пропал звук. Помогите узнать, что говорит диктор.
Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки, а дети произносят их. Затем логопед показывает звуки руками (мануальное подкрепление, а дети называют гласные звуки.
5. Д / И «Проведи крошку Енота по мостику»
Цель. Развитие речевого выдоха, интонации. Закрепление знаний гласных символов.
-Крошка Енот просит нас помочь перейти через мостик. Это надо сделать на одном выдохе медленно, быстро, тихо, громко, радостно.
Логопед выкладывает дорожки из символов гласных звуков (2-3-4-5, дети на выдохе (вдох носом, выдох ртом) читают гласные дорожки.
6. Д / И «Магазин»
Цель. Определить первый гласный звук в слове и обозначить его символом.
-Девочки-гласные отправились в магазин за покупками, помогите им. Они могут купить только тот предмет, который начинается с их звука.
На доске контурные изображения девочек, на платьях нарисованы гласные символы и предметные картинки.
7. Отгадай загадки.
Цель. Развитие слухового внимания, мышления.
-Отгадайте загадки, определите какой звук спрятался в каждом слове.
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут,
Пирожки вам испекут. (Мак)
Дом, где наш язык живет,
Называем все мы…. Рот
Он живет в высотном доме.
Окон нет в таком вагоне.
Мчится вверх,потом — назад!
Возит бабушек, ребят,
На площадке постоит:
— Заходите! Ждет вас … .
(Лифт)
Я лаю со всякой Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву: «У-у!»
(эхо)
8. Ритмическая игра «Часы»
Бьют часы на башне:
Бим! Бом! Бим! Бом! Ударяют обоими кулачками по коленям.
А стенные поскорее:
Тик-так! Тик-так! Качают руками-«стрелками» вправо-влево.
А карманные спешат:
Тики-таки, тики-таки.
Тики-таки-так! Поочередно шлепают ладонями по коленям.
9. Д / И «Подбери слово к схеме»
Цель. Определить гласные звуки в слове и обозначить их символами.
Закрепление правила о слогообразующей роли гласных. Знакомство с термином «ударение».
На доске выставляются схемы слов и предметные картинки: часы. ива, утка, изба, эму, вата, аист
- Подберите слова к схемам.
Разбирается каждое слово:
Ива –Сколько гласных? Назови первый. Второй. Если в слове 2 гласных звука, сколько будет слогов? Назови 1 слог. Второй.
-Если в слове несколько гласный, то один будет главным. Чтобы его определить, нужно «позвать» слово, тот гласный, который произносится дольше, будет главным- ударным.
Дети определяют ударные гласны в слове.
10. Итог.
- О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Что вам понравилось на занятии?