Ольга Зорина
Социальное развитие детей с нарушением зрения в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 1
Все мы рождаемся с разными возможностями.
Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов, быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями нет. Мы как педагоги должны создать все условия для того чтобы такой ребенок чувствовал себя комфортно в социуме.
Являясь музыкальным руководителем, я выстроила систему работы социального развития ребенка с нарушением зрения в музыкальной деятельности.
Публикация «Социальное развитие детей с нарушением зрения в различных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тема моей работы:
Социальное развитие ребенка с нарушением зрения в различных видах музыкальной деятельности
СЛАЙД №2
Цель: социальное развитие детей с нарушением зрения в различных видах музыкальной деятельности
Задачи:
1. Создать условия для успешной социализации ребенка с нарушением зрения в ДОУ
2. Формировать социальный опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми, предметами окружающей действительности.
3. Формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности
СЛАЙД №3
Социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трех основных направлениях:
- увеличение способности детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений,
- расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения. Следовательно, в данном направлении рекомендуется по возможности максимально приближать процесс обучения к настоящим, жизненным условиям, например, можно моделировать жизненные ситуации.
- развитие у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия себя и своей социальной значимости, окружающих его людей, для успешной социальной и трудовой адаптации
Работа по социальному развитию ребенка с нарушением зрения будет представлена в различных видах музыкальной деятельности, и подборе методов и приемов от простого к сложному.
СЛАЙД № 4
Виды музыкальной деятельности
Восприятие музыкальных произведений
Пение
Музыкально – ритмическая деятельность
«Игра на детских музыкальных инструментах»
«Творчество» : песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах.
СЛАЙД № 5
Для реализации поставленных задач была создана предметно – развивающая среда. Это интерактивные игры: «Галлерея сказочных образов П. И. Чайковского, «Карнавал животных К. Сен Санс», игра «Моя гордость мои земляки». Разработан материал для дидактических игр это линейка настроений, куклы марионетки,
СЛАЙД № 6
Создана игра «Угадай мелодию», «Как медвежонок маму искал»,атрибуты к танцам, музыкальные уголки в группах
СЛАЙД № 7
создана картотека музыкально – дидактических игр, созданы яркие атрибуты, герои для сюрпризных моментов
И сейчас я предлагаю остановиться на каждом виде музыкальной деятельности, и рассмотреть с помощью каких приемов может происходить социальное развитие ребенка с нарушением зрения
СЛАЙД № 8
1. Слушание музыки – один из самых сложных видов музыкальной деятельности, поэтому детям это не всегда интересно. Чтобы привлечь и заинтересовать детей на занятии использую музыкально – дидактические игры.
«Моя гордость, мои земляки», детям очень нравится играть в интерактивные игры, но не все ребята могут увидеть четкое изображение на картинке, для таких воспитанников я использую дубликат игры, но в виде карточек.
СЛАЙД № 9
Так же можно использовать игру «Подари песенку», где дети угадывают знакомые мелодии из мультфильмов и дарят друг, другу говоря добрые слова.
СЛАЙД № 10
Можно так же предложить ребятам превратиться в «Знатоков музыки», в людей которые знают о музыке абсолютно все. Расспросить у детей как по их мнению выглядят знатоки музыки. (Выслушать ответы детей).
Далее мы продолжим рассматривать социальное развитие ребенка с нарушением зрения в другом виде музыкальной деятельности.
СЛАЙД № 11
Это ПЕНИЕ.
Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки. В раннем возрасте это «Здравствуйте ножки….»
1. В среднем возрасте «Здравствуйте девочки…
3.«Музыкальное приветствие»
Муз. рук. (поёт на звуках мажорной гаммы вверх) :
Здравствуйте,ребята–
Дети:Здравствуйте!
М. Р. Как ваше настроенье?
Дети: очень хорошо.
М. Р. Мы будем заниматься?
Дети: Да-да-да!
М. Р: Вы будете стараться?
Дети: Так же,как всегда!
СЛАЙД 12
Любое пение начинается с подготовки голосового аппарата. Это различные артикуляционные гимнастики, которые чаще всего происходят по показу музыкального руководителя, поэтому необходимо детей с нарушением зрения садить ближе к педагогу. Чтобы они четко видели и пониали, что от них требуется.
Так же мы активно используем речевые игры, где дети по мимо подготовки голосового аппарата еще и взаимодействуют друг с другом, тем самым учатся договариваться, выполнять действия согласовно. Педагог должен суметь сориентироваться. Если кому – то из детей не хватило партнера для игр, педагог должен предложить свою помощь
1. «Я на скрипочке играю»
2. «Ваза с конфетами»
3. Дети с нарушением зрения могут испытывать затруднения в координации движений, поэтому можно использовать игру веселый мяч, где в первоначальном виде ребенок сам устанавливает темп исполнения песни, а затем подчиняется темпу всего коллектива.
4. «Раз себе, два другому….»
При разучивании песен, для более быстрого запоминания детьми текста мы используем презентации с иллюстрациями к песням. Детям с нарушением зрения я предлагаю еще и индивидуальные карточки, для того чтобы они могли их рассмотреть точнее.
СЛАЙД 13
Например песня Снеговик
Когда на землю с неба упало много снега…
СЛАЙД 14
А ночью снег растаял, а утром шарик лаял….
СЛАЙД 15
Мы сразу загрустили мы по двору ходили….
СЛАЙД 16
Но дворник дядя Миша сказал, что видел с крыши….
СЛАЙД 17
Он к нам вернется скоро ему придется в пору
Слайд 18
Песенный репертуар подбираем очень внимательно в приоритете песни формирующие доброжелательное отношение к семье, друзьям, окружающему миру.
ВИДЕО
В своей работе я использую Физминутки
Следующий вид музыкальной деятельности :
Музыкально – ритмическая деятельность
Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки. Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в социальное развитие детей с нарушением зрения, имеющих свою специфику и особенности. Исходя из этого педагогу необходимо помочь ребенку, направить его, сделать движения совместно с ребенком, если это необходимо взять его за руку.
Слайд 20
На таких занятиях ребенок раскрепощается, учится владеть своим телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности, ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.
Слайд 21
В этом виде музыкальной деятельности мы начинаем работу с самого простого, где дети с раннего возраста учатся вставать в круг, браться за руки.
1. Е. Железнова «Приветствие»
2. «Карусель»
3. «Зашагали ножки прямо по дорожке»
4. Ровным кругом друг за другом
5. Как положено друзьям, все мы делим пополам.
СЛАЙД 22
Следующий вид музыкальной деятельности Игра на детских музыкальных инструментах
Можно использовать следующий прием, если в ходе наблюдений вы замечаете, что ребенок с нарушением зрения не является лидером, ребята не обращают на него внимания, и никогда в играх не выбирают его капитаном. Можно за ранее подготовить стульчики на которых будут приклеены меточки. Педагог может ненавязчиво сориентировать воспитанников и на нужное место посадить например ребенка с ограниченными возможностями, там где это необходимо Игра «Музыкальные рыбки»
Слайд 23
«Творчество» : мы реализуем в рамках кружка Веселые нотки, где большое внимание уделяется речевому этапу, упражнениям на дыхание, вокальным импровизациям, где самому примитивному сочинению уделяется большое внимание.
24 слайд
Результатом занятий в кружке ребенка с нарушением зрения стало выступление на утренниках в дошкольном учреждении. А также выступление на Всероссийской конференции в Сарапульском педагогическом колледже.
25 слайд
Одной из задач в нашей работе является формирование социального опыта, поэтому мы стараемся рсширять его выступая в различных театрализованных постановках в ДОУ,
26 слайд
выход в социум это участие в различных акциях.
27 слайд
Большое внимание уделяем работе с родителями, проводим консультации о необходимости посещения ребенком с ограниченными возможностями различных мероприятий. Это музей, муз. Школа, театр,
28 слайд
Мы предполагаем, что вся наша работа по социальному развитию детей с нарушением зрения приведет к следующим результатам:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
-к разным видам труда,
-другим людям и самому себе,
-обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
-участвует в совместных играх.
29 слайд
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
-адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Мы считаем, что разработанная нами система, эффективна, т. к. она дает возможность детям с нарушением зрения быть успешными, самостоятельными, инициативными
30 слайд