Лариса Рахимжанова
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности».
Подготовила:
воспитатель I кв. категории
Рахимжанова Л. Н.
МБДОУ №12
Оренбург 2018 год
В последнее время мы много говорим, что нас в жизни часто окружает духовная глухота, сердечная слепота, дефицит чувств, черствость отношений между людьми, отсутствие сострадания и уважения к друг другу, отсутствие желания помочь, проявить внимание, заботу о тех кто рядом. Психологи утверждают, что это явление не генетическое, а социальное.
Публикация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности» размещена в разделах
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно- историческим наследием русского народа.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизм.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно : - с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством; - с воспитания любви к родной семье; - с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине. Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству. Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, — тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка.
Главная цель работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле.
Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и т. д. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, вести ролевой диалог, договариваться, уступать друг другу, развивая сюжет игры.
В младшей группе ведущая роль принадлежит дидакт. кукле, вместе с которой дети овладевают первыми дидактическими действиями. Например, д/и «Напоим куклу чаем», «Оденем на прогулку», «Кукла заболела» и т. д. В таких сюжетно-ролевых играх происходит расширение практического и перестраивание негативного опыта ребенка.
Постепенно сюжет игр усложняется, появляются такие сюжетно-ролевые игры, как «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», «Кафе» и д. р., в них дети отражают знания о профессиях и профессиональных обязанностей взрослых. Старшие дошкольники способны развернуть сюжет игры до нескольких дней, например, в с/р. и. «Полет в космос», «Теплоход», «Д/с», «Школа», «Ателье», «Театр», «Цирк», «Мет. лечебница» и др. В с/р играх дети, имитируя взрослую жизнь, приобщаются к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Через д/и ребенок знакомится с этикетом, учится использовать нужную модель поведения в той или иной ситуации, овладевая нормами и правилами, установленными в обществе. Например, д/и «Волшебные слова», «Назови ласково», «Разрешается-запрещается», «Хорошо-плохо», «Как правильно?», «Что не так?» и др.
Дети учатся находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, в таких играх, как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и т. д.
Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Мы используем самое объемное и значимое средство - социальную действительность. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий,
В процессах формирования личности и общечеловеческих ценностей значительную роль играет фольклор. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам.
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Например, народ. игры: «У медведя во бору», «Салки», «Гори-гори, ясно!», «Ходит Ваня», хоровод «Во поле береза стояла» и др.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Игры-соревнования способствуют развитию командного духа, чувства товарищеского плеча, взаимовыручки, поддержки.
Через народную игру у детей воспитывается интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.