Ольга Родионова
Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством различных видов музыкальной деятельности и формирование начала му-зыкальной культуры, музыкального вкуса.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. Эстетические пережи-вание и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребенок, воспринимая музы-ку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоциях, без осознания детьми того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетические эмо-ции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музы-ке. В связи с этим важной задачей является зада развития образной связной ре-чи детей.
К тому же в настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей с задержкой психического развития.
Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошколь-никами обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определе-нии ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает му-зыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности).
Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.
Я в своей работе использую различные методы и приемы для развития образной связной речи воспитанников. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы. Основные методы – наглядный, словесный и практический я применяю в сочетании с проблемным методом, чтобы воспита-ние и обучение носили творческий, развивающий характер.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – ис-полнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудио-записи. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контраст-ных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, сред-ствам музыкальной выразительности и т. д.
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомога-тельное значение. Зрительная наглядность (пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, сенсорные карточки, игрушки и др.) применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их вооб-ражение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать изображение музыкальных инструментов и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная нагляд-ность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно.
Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкаль-ном воспитании. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в приме-нении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной вырази-тельности, создан тот или иной образ.
Характеристики музыки : веселая, грустная, сердитая, стремительная, су-ровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в перенос-ном значении.
Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В процессе восприятия музыки и даль-нейшем обсуждении музыкального произведения у детей пополняется словар-ный запас именно прилагательными.
Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошколь-ников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая ли-стопад, (П. Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень», дети упо-требляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мель-кают» - значительно повысило бы образность речи.
Развитие связной речи детей на музыкальных занятиях предполагает ис-пользование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять про-слушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению харак-теру музыки. А можно использовать проблемную ситуацию. Прочитать два-три контрастных произведения и дать возможность детям выбрать правильный ва-риант. Однако этот прием стоит использовать только после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда дети уже прочувствовали характер музыки. Если в стихотворении содержатся близкие музыке поэтиче-ские выражения и образные слова, можно применить прием их переноса для ха-рактеристики музыкального произведения. Так будет обогащаться образная речь детей.
Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих за-нятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не бояться высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки. Но никакого порицания с моей стороны нет. В этом случае организуется блиц-обсуждение, в ходе которого проверяется верность высказывания, подбирается соответствующая картинка из двух-трех предложенных, предлагается пропеть мелодию (если это возможно); или же по-пытаться выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.
Практический метод в развитии речи детей на музыкальных занятиях за-ключается в действиях, движении под музыку. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. Бывает так, что дети после прослушивания му-зыкального произведения затрудняются или неправильно называют его жанро-вую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигать-ся под эту музыку, как правильный ответ готов. При определении разновидно-сти танцев (вальс, полька и др.) также помогают движения. Музыка сама подска-зывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.
Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями.
Известно, что научить говорить ребенка правильно невозможно без овла-дения звуковой культурой речи и ее грамматическим строем. Грамматическое оформление высказывания – механизм речи, которым ребенок овладевает пре-имущественно интуитивно в процессе повседневного общения с близкими ему людьми. Грамматическое развитие происходит на основе познавательного.
Элементы логоритмики благотворно влияют на речь, эмоциональное со-стояние детей, развивают все виды памяти (слуховую, двигательную, зритель-ную, воображение, обогащают словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана дав-но. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматиче-ский строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мел-кой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.
Основным видом деятельности на музыкальных занятиях является пение. В нем дано сочетание музыки и речи. Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуще-ством – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспи-танника, что способствует развитию звуковой культуры речи, правильному произношению звуков в словах.
Пение, также развивает связную речь детей. Во-первых, этому способству-ет сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пере-сказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллекту-альной и выразительной.
Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Повторяющиеся слова, фразы и предложения встречаются практически во всех детских песнях. Готовые фразы и предложения закрепляют-ся в памяти детей и впоследствии используются ими на практике при общении со сверстниками и взрослыми. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения.
Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию ре-чевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями, элементарным словообразованием. Исполнение песен дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Ребенок учится регулировать силу голоса, тембр, развивается правильное певческое и речевое дыхание.
Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помо-гают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.
Из всего вышесказанного следует, что в задачи по музыкальному воспи-танию входит не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ре-бенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельно-сти, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно вы-сказывались в повседневной жизни, быту, играх.