Оксана Лавриненко
Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: повысить интерес родителей к развитию осязания и мелкой моторики детей
Публикация «Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ЗАДАЧИ: Выявить уровень знаний родителей об осязании и мелкой моторике. Создать условия для развития осязания и мелкой моторики в семье.
ОБОРУДОВАНИЕ: картотека пальчиковой гимнастики, шнуровки, бусы, цветные косточки, шестигранный карандаш, игра «волшебный мешочек».
МЕТОДИКА:
Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для дальнейшего развития, особенно для детей с нарушением зрения, т. к. в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволяют ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Очень трудная задача для маленького человечка, решение которой требует постоянной и систематической помощи со стороны педагогов и родителей. Сегодня мы поговорим о том, как помочь Вам, родители, организовать коррекционную работу, направленную на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Почему большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает кокой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета при обследовании.
И глаз и рука способны отразить форму, величину направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство- в двигательном поведении.
Практика показывает, что родители детей с нарушением зрения, уделяя внимание его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту, кормят, одевают их. А ведь социально-бытовые навыки – хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-молнию, завязывая бантики – дети учатся совершать точные координированные движения.
Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые! В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких деток надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.
Таким образом, осязание и мелкая моторика
• помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет
• навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя
• позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх
• способствуют повышению самооценки ребенка, т. к. дают возможность приобрести социальный опыт.
Что используем мы на занятиях и предлагаем использовать Вам:
• На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, которая у нас разбита по темам. Она используется для развития мелкой моторики, а также развития речи и движения. Рекомендую при выполнении письменных работ использовать пальчиковые гимнастики.
(показать родителям с помощью детей)
• Также используются для развития мелкой моторики нанизывание бус из геометрических фигур (закрепляя форму, цвет, размер,пуговиц, бусинок.
• Игра «золушка»- сортировка бобовых, круп.
• Шнуровки
• Составление узоров из цветных камешков, косточек, спичек.
• Использование элементов массажа и самомассажа пальцев рук
А) правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем левая.
Б) катание шестигранного карандаша между ладошками
Учим детей правильному способу обследования предметов с помощью осязания. «Волшебный мешочек», «Что спрятано». Определение на ощупь качеств и свойств предметов широко используется на математике.
Сенсорные дощечки, с помощью которых дети без зрительного контроля определяют геометрические фигуры, сравнивают по величине, определяют по количеству, ориентируются на листе (используются различные материалы, разные виды бумаги).
К концу года у подготовительной к школе группы должна быть развита на достаточно высоком уровне зрительно-моторная координация (система глаз-рука). Она лежит в основе овладения письмом.