Людмила Макеева
Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Каждый этап детского развития построен по одному принципу: вначале открывается ориентация в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта и становление опыта.
Публикация «Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в этот время эмоциональное отношение к жизни, людям и либо наличие, либо отсутствие символов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи - неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого - к далёкому. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Задача каждого педагога, начиная с младшего возраста, используя разнообразные виды деятельности, формировать элементарные представления о себе, своей семье, доме, детском саде.
Дети 2- 4 лет- это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели, поэтому очень важно включить их в разнообразную эмоционально насыщенную деятельность. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Поэтому, главным является создание условий теплой и сердечной атмосферы в группе, а также необходимо организовать предметно - развивающую среду, отвечающую задачам младшего дошкольного возраста, включающую: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи, отражающие ярко выраженные эмоциональные состояния, литературные произведения с иллюстрациями нравственной направленности, дидактические игры и пособия, различные виды театров, оборудование для ролевых игр, атрибуты к подвижным играм, а также семейные альбомы, стенды, фотовыставки.
Необходимо наполнить жизнь маленького ребенка интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными занятиями. Через игры, игровые ситуации, наблюдения, экскурсии, занятия, беседы, развлечения воспитатель формирует у детей простейшие поведенческие навыки. Малыш должен почувствовать себя окруженным вниманием и заботой, он найдет первых друзей, научится проявлять доброжелательность к людям, заботиться о животных, растениях, игрушках и одежде, ребёнок будет накапливать опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Педагог обязан внимательно наблюдать за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка. Дети могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Особенно это заметно у детей, которые впервые приходят в группу. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя. Необходимо приучать детей играть спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с одной игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
Каждый ребенок в течение дня стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более уверенным и общительным и с удовольствием начинает подражать его действиям. Поэтому, особенно важно подавать пример детям через свои положительные действия в различных ситуациях, через культуру своего поведения и через культуру речи. То есть, живой и постоянный пример педагогов и сотрудников детского сада, их искреннее участие в детских делах и проблемах – это важное условие успешного социально- эмоционального развития малышей.
Вместе с педагогом дети учатся делать близким что-то хорошее: пожалеть, дарить подарки, показать свои любимые игрушки, спеть песенку, выполнить просьбу взрослого.
Игровая деятельность:
Важное место занимает ИГРА. Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительные и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тотальности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Растущей и развивающейся личности предоставляется возможность соотносить свои переживания с эмоциональными переживаниями близких людей, а затем путем сравнения развивать способность детей изменять и корректировать свою эмоциональную сферу. Необходимо отметить то, что дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает детям в совместной с ним игре. Дети охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации.
• сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду». «Магазин», «Больница», «Зоопарк», «День рождения» и др.
• дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чей малыш», «Мама, папа, я». «Моя комната», «День рождения», «Назови ласково», «С днём рождения» и т. д.
Познавательно-речевое развитие :
• составление рассказов на тему: «Моя любимая мама», «Мамы есть у всех», «Я и моя семья», «Едем в гости к бабушке», «Наши добрые дела», «За что меня можно похвалить».
• ситуации: «День рождения у куклы», «У нас в гостях бабушка», «Каждой вещи своё место». «Будем заваривать чай» и т. д.
• общение: «Я и мои друзья», «Я и моя мама», «Я и детский сад», «Кто поможет».
• создание альбомов: «Моя мамочка», «Мой детский сад», «Все работы хороши».
• беседы: «Кто я такой?», «Какое у тебя имя», «На кого из сказочных героев хочу быть похож» и т. д.
• имитационные упражнения: «Угадай по походке», «Кто это», «Сделай как я» и т. д.
• индивидуальные беседы: «Когда мне грустно», «Что тебя пугает», «Я весёлый» и т. д.
Художественная литература:
• Р. н. с. «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Репка», Белорусская н. с. «Пых», К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», Е. Благинина. «Вот так мама», «Посидим в тишине» и т. д.
Художественно-творческая деятельность:
• изготовление праздничных открыток для членов своей семьи.
• рисование: «шарики для мамы», «Баранки» и т. д.
• лепка: «Мама любит пирожок», «Вот какие шарики для ёлочки» и т. д.
• проведение праздников: «Весёлая шкатулка», «День защитников Отечества», «Мама дорогая» и т. д.
• игры – драматизации:«УКати в гостях», «Теремок», «Смешные и грустные истории» и т. д.
Особенно важную роль в эмоционально – художественном развитии детей занимает музыка. Она влияет на эмоциональное сочувствие. Детям очень нравятся колыбельные песни и классические произведения, они любят слушать мелодию и подпевать песенки, выполняют танцевальные движения.
Достижение положительных результатов в социально – нравственном развитии дошкольников можно достичь лишь в результате согласованных действий педагога и семьи. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери, как образцы для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия. Родители заинтересованы, сотрудничают, становятся участниками педагогического процесса, что позволяет нам повышать их педагогическую культуру.
Основными направлениями деятельности по взаимодействию педагога с родителями являются:
-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
-вовлечение семьи в жизнедеятельность группы
Взаимодействие с родителями, мероприятия:
• анкетирование: «Знаете ли вы своего ребёнка»,«Давайте познакомимся».
• консультации: «Искусство хвалить», «Истоки доброты», «Ребёнок и книга», «10 правил воспитания ребенка», «Капризный ребенок», «Как организовать детский театр дома?» и т. д.
• практикумы: «Попробуйте сделать вместе», «Как организовать день рождения», «Игры бывают разные», «Здоровье», и т. д.
• памятки: «Возрастные психологические особенности детей младшего дошкольного возраста», «Хвалите ребенка чаще», «Что такое дружба», и т. д.
Дошкольный возраст является именно тем периодом в жизни человека, когда он начинает свое вхождение в человеческое общество. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.