МААМ-картинки

«Социально — нравственное развитие детей»

Светлана Асафьева
«Социально — нравственное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Старший воспитатель МБДОУ

«Ломовский детский сад» Асафьева С. В.

«Социально-нравственное развитие детей»

Актуальность проблемы связанной с социально-нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин «социально-нравственное воспитание». Иногда он звучал как «моральное воспитание», иногда «духовное воспитание». Однако он имеет свое совершенно определенное содержание. Но мы не можем рассматривать нравственность без духовности. Ведь все нравственные правила исходят из духовных истоков русского народа, опираются на православные традиции, хотя и являются светскими.

Публикация «„Социально — нравственное развитие детей“» размещена в разделах

Цель социально-нравственного воспитания – научить ребенка жить среди людей, развиваться и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью со своим мировоззрением.

Знание принятых в обществе норм и правил по отношению к себе, к окружающим людям, к обществу и окружающей природе и составляет понятие нравственности.

Всегда неоднозначен вопрос содержания социально – нравственного воспитания. Вне сомнения, оно не может быть раз и навсегда заданным. На современном этапе рассматривается несколько направлений социально– нравственного развития дошкольника :

• Отношение к себе (нравственное саморегулирование, возникает как результат тех требований, который ребенок может предъявить к собственной культуре. Оно содержит: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, своем здоровье, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля, знание своих прав.

• Отношение к окружающим людям – это умение учитывать и понимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку, проявлять чуткость, сочувствие и тактичность. Воспитание коллективизма, не как культивирование «стадности», а возможности помочь каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других.

• Отношение к обществу – это воспитание уважения к национальным, интернациональным и общечеловеческим ценностям, воспитание принадлежности личности к своему народу, своей стране и планетарности, ощущение себя жителем Земли.

• Отношение к труду – формирование у детей желания и умения трудиться, ценить труд других людей, приобщаться к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов.

• Отношение к природе – суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной среде, заботиться о ней и защищать от уничтожения.

Эти отношения проявляются:

• В гуманизме;

• Чувстве собственного достоинства;

• Патриотизме, интернационализме, планетарности;

• Трудовой направленности;

• Экологической культуре.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. В программе социально – нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.

В процессе социально – нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей.

Однако в силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение норм в общей, абстрактной форме, поэтому взрослому необходимо перевести нравственные нормы в правила, которые будут служить ребенку регулятором поведения.

Этой теме был посвящен один из круглых столов проходивших в нашем детском саду. Воспитателями были определены методы и приемы, а также содержание развивающей среды, которая послужит социально- нравственному развитию детей :

• Воспитание отношения к себе – портфолио ребенка, уголок «Твои права», уголок «С Днем Рождения», выставка детских работ.

• Воспитание отношения к людям – игровой уголок, семейный альбом, «Семейное древо», уголок «Наша группа», уголок «Вежливое слово», картины, художественная литература, фонотека.

• Воспитание отношения к обществу – глобус, карта мира, уголок государственной символики, фольклорный уголок, уголок геральдики, уголок национального костюма, «Полочка умной книги».

• Воспитание отношения к труду – уголок дежурства, инвентарь для труда в природе, огород на территории детского сада, альбомы и книги о труде взрослых, сюжетно – ролевые игры профессиональной направленности.

• Воспитание отношения к природе – уголок природы, календарь наблюдений за природой, за ростом растений, гербарий, коллекции камней, почв, альбомы, книги, иллюстрации о природе, «Огород на окне», лаборатория с достаточным наличием приборов для развития исследовательской деятельности, макеты зон обитания животных, экологическая тропинка.

Для полноценного нравственного развития детей в детском саду созданы условия для взаимодействия с семьей. Основные его формы: информирование родителей о ходе образовательного процесса, образование родителей, совместная деятельность ( например: совместный проект по благоустройству территории детского сада «Маленькая страна»).

Большое значение для развития духовности наших воспитанников имеет взаимодействие с социумом : с библиотекой (совместный проект «Золотая осень», викторины, выставки, с Домом культуры (досуги, праздники, выставки рисунков, с Центром ремесел (мастер-классы, выставки поделок, досуги в Русском доме, со школой (совместные мероприятия, с музеем (проект «Сказки нашего края»).

В феврале 2012 года на базе нашего детского сада прошло районное методическое объединение воспитателей Арзамасского района посвященное социально-нравственному развитию дошкольников, в ходе которого была показана специально организованная деятельность детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие по Нижегородской области»

Цель: 1. Закрепить представления детей о значении герба, как символа города.

2. Развивать умение читать герб, самостоятельно давать характеристику городу, его основной «профессии», природным богатствам и истории.

3. Воспитывать в детях чувство гордости за родной край, уважение к его жителям, любовь к природе, интерес к истории.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Нижегородской области. На чем мы можем отправиться в путь?

Дети: На машине, на автобусе, на самолете и т. д.

Воспитатель: Мне кажется, на автобусе всем вместе ехать будет очень весело!

Исполняется песня «Автобус»

На «пограничном столбе» герб города Арзамас.

Воспитатель: Мы подъехали к какому то городу…

Дети: Это герб города Арзамас. На золотом фоне два стропила, одно красное, другое зеленое. Это означает, что здесь жили русские и мордва. Золотой цвет фона означает, что город со славной историей, он заслужил особую благодарность Родины.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Чтобы время поездки прошло быстрее, давайте побеседуем с вами о гербе. Что такое герб и для чего он нужен?

Дети: Герб это символ города, на нем изображается то, чем славен город, чем отличается от других городов.

Воспитатель: Откуда появился герб?

Дети: В древние времена рыцари наносили рисунок на свой щит, на щиты своих воинов и над воротами своих замков вешали такой же щит – который и стали называть гербом. Это означало, что замок под охраной этого рыцаря.

Воспитатель: А что обозначало изображение на гербе?

Дети: Иногда на гербе изображали льва – это означало, что рыцарь храбрый, как лев. Иногда – медведя, значит - хозяин силен, как медведь. И т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы много знаете об истории герба. А мы с вами за беседой и не заметили, как подъехали к какому то населенному пункту.

Дети узнают герб р. п. Перевоз: Это поселок Перевоз. Он находится в Нижегородской области. Через реку направляется плот, который может перевезти нас через реку. Поэтому и поселок называется - Перевоз.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Только я не вижу никакого плота. Придется переправляться через реку самим.

Физкультминутка «Переправа».

Воспитатель: Автобус ждет, когда мы продолжим путь. Дети «садятся» в автобус.

Воспитатель: Давайте на минутку закроем глаза. Представим себе уголок русской земли. Вот леса дремучие, вот поля просторные, вот луга медовые, а вот виднеется большое село. Герба у него нет, но зато, я вижу памятник какому- то человеку.

(На экране памятник А. С. Пушкину в Болдино)

Дети: Это памятник А. С. Пушкину.

Воспитатель: А как А. С. Пушкин оказался в этом селе?

Дети: А. С. Пушкин приезжал в Болдино из Санкт-Петербурга отдыхать и писать стихи и сказки.

Воспитатель: Какие стихи и сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Дети называют стихи и сказки А. С. Пушкина.

Воспитатель: Александру Сергеевичу нравилась природа Болдина. Он написал здесь много прекрасных произведений. Жаль прощаться с этим замечательным селом, но пора ехать дальше.

На пограничном столбе появляется герб с. Починки.

Воспитатель: Что это за село и что означает его герб?

Дети: Это герб Починок. Здесь располагались конезаводы, на них выращивали лошадей, поэтому на гербе изображена лошадь.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Да, здесь выращивали знатных лошадей. А нам пора ехать дальше.

На пограничном столбе появляется герб г. Лукоянов.

Воспитатель: Посмотрите мы подъезжаем к какому-то городу. Что это за город, судя по гербу?

Дети: Это – город Лукоянов, а занимались здесь земледелием, об этом говорят лемеха расположенные в нижней части герба.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: На юге Нижегородской области раскинулись поля и луга, поэтому люди занимались здесь земледелием.

На пограничном столбе появляется герб г. Ардатов. Звучит мелодия «Во кузнице…»

Воспитатель: Я слышу знакомую мелодию. Да ведь мы знаем эту песню, давайте подпоем.

Дети поют русскую народную песню «Во кузнице…»

Воспитатель: Какой это город и что означает его герб?

Дети: Это – Ардатов. В этом городе находились железные заводы, и жили здесь рабочие и кузнецы.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Да здесь жили железных дел мастера. А нам пора в путь.

На пограничном столбе появляется герб г. Нижний Новгород.

Воспитатель: Мы подъехали к очень большому городу, посмотрите на его герб.

Дети: Это герб Нижнего Новгорода. Олень означает, что здесь живут смелые воины, которые всегда готовы защитить свою Родину.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Через Нижний Новгород протекает великая русская река Волга. Давайте-ка теперь отправимся в плаванье на лодке.

Дети «гребут веслами»

Воспитатель: Подплываем к красивому старинному городку. Дома в нем, как в сказке (показ домика с городецкой росписью). Что за мастера здесь живут?

Дети: Городецкие мастера. Значит, это город Городец.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: И герб Городца, как из сказки. По волнам Волги плывет сказочная деревянная ладья. Так здорово путешествовать по реке! А давайте отправимся в обратную сторону по Волге (следим по карте). Посмотрите, мы подплываем к какому-то поселению. Вот его герб. О чем он говорит?

На пограничном столбе герб с. Макарьево.

Дети: Это герб села Макарьево. На гербе изображены тюки с товарами. Здесь жили купцы.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Да, ребята, в давние времена здесь шумела ярмарка, Купцы со всего света приплывали сюда по Волге и торговали здесь разным товаром. А после ярмарка переехала в Нижний Новгород и он стал богатым городом. И стал называться «Карманом России».

Ребята, нам пора возвращаться домой, пересядем в автобус – и в путь.

Вы узнаете герб того места, к которому мы подъезжаем?

Дети: Это герб Арзамасского района, на нем изображены гусь и лук, которые выращивали в нашем районе.

Дети прикрепляют герб на карту Нижегородской области.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили большое путешествие по Нижегородской области. Конечно, во многие города мы не заехали. Но теперь мы знаем, на какой богатой и славной земле мы с вами живем.

Дети поют песню Е. Карасевой «Родина».

Литература:

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. :Мозаика-Синтез, 2012.

Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» М. :Мозаика-Синтез, 2011.

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»

М. :Мозаика-Синтез, 2006.

Н. М. Белянкова «Патриотическое воспитание в сельских дошкольных образовательных учреждениях и семье» Арзамас, 2004.

Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать…» ООО «Издательство Скрипторий 2003», Москва 2009.

Публикации по теме:

«Современное» или «Своевременное» нравственное развитие детей дошкольного возраста в современном обществе (Сравнительный анализ Образовательных программ). Воспитание носит исторический характер, и его задачи и содержание меняются в зависимости.

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего.

Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Тема: «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Описание опыта. Социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается.

Отчет по направлению работы «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы.

Отчет по самообразованию «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, У нас прошёл муниципальный конкурс "Воспитатель года - 2015". Я принимала в нём участие и хочу представить.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста „Социально-коммуникативное развитие " направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения.

Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возрастаСоциально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста В рамках ФГОС приоритетной задачей для воспитателей, родителей и дошкольным учреждением стоит очень важная задача. Мы должны детей научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Социально — нравственное развитие детей»
Опубликовано: 9 марта 2016 в 12:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Социально — нравственное развитие детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Асафьева (УИ 531843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД