Ольга Студеникина
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, У нас прошёл муниципальный конкурс "Воспитатель года - 2015". Я принимала в нём участие и хочу представить мою самопрезентацию.
В своей работе с детьми большое внимание уделяю нравственному воспитанию и развитию коммуникативных навыков.
Известно, что моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. И если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию в последствии будет очень сложно.
Публикация «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
После детского сада дети пойдут в школу. Там они попадут в новый коллектив, и как сложатся их отношения с одноклассниками, будет зависеть от их умения общаться со сверстниками и их морально-нравственных качеств. Это важный фактор, влияющий на успешность обучения в школе и успеваемость ребёнка. Другой причиной выбора данной темы послужило то, что с введением ФГОС дошкольные образовательные учреждения получили возможность на инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями. И в моей группе появился такой ребёнок. Как научить маленьких детей адекватно относиться к такому ребёнку, правильно воспринимать и принимать его таким какой он есть, не похожий на других. Это стало ещё одной проблемой, которую стоило решить.
Период дошкольного детства самый благоприятный возраст для воспитания чувств детей. Поэтому воспитываю первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность, опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность. На этой основе формируются дружба, товарищество, коллективизм, этические представления. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте закладываются нравственные качества, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям, а также и отношение к людям с ограниченными возможностями. Это выражается в проявлении сочувствия к такому ребёнку, желании помочь ему, позаботиться о нём, защитить.
Реализация целей и задач происходит в разных видах деятельности.
В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания об окружающем, знакомятся с правилами поведения и общения.
В трудовой деятельности происходит воспитание трудолюбия, положительного отношения к процессу труда, учатся ответственности, взаимопомощи.
В сюжетно-ролевых играх дети учатся сознательному подчинению установленным нормам общественного порядка, закрепляют правила культурного общения со сверстниками и взрослыми, воспитываются дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
В своей деятельности использую психологические игры и упражнения, которые помогают понять свои чувства и чувства окружающих, в них дети раскрываются, раскрепощаются, приобретают способность управлять своими эмоциями. И даже самые застенчивые дети со временем становятся более открытыми, вспыльчивые могут контролировать своё поведение.
Весь образовательный процесс происходит поэтапно. В течение каждого этапа дети приобретают знания, навыки, опыт. А чтобы весь процесс обучения не был скучным и не сводился к нравоучениям, для закрепления приобретённого опыта в конце каждого этапа мы с детьми сочиняем поучительные истории. Главного героя дети выбрали сами. Он такой же маленький, не опытный, и очень противоречивый, агрессивный, злой. Но почему он такой? Да потому что он не умеет быть добрым, его этому не учили. А дети играют роль учителей и делятся с ним своими знаниями, учат его доброте, отзывчивости, дружбе. Это коллективная работа, в которой каждый ребёнок вносит свой вклад в общее дело и становится значимым в группе сверстников. Это доставляет детям удовольствие, они чувствуют себя взрослее, умнее, и появляется мотивация приобретать ещё новые знания.
Подводя итог проделанной работы можно сделать вывод, что дети стали добрее, внимательнее к окружающим людям. Конфликтные ситуации решают мирным путём, научились договариваться, приобрели устойчивые навыки поведения и общения – это проявляется в их поступках и делах. И я уверена, что приобретённые навыки и опыт пригодится им дальнейшей жизни и они вырастут настоящими людьми.