Ирина Грузинова
Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар на тему :
«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Публикация «Методический семинар „Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Одним из приоритетных направлений развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования является создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Социально - коммуникативное развитие - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, то есть деятельностью базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.
Актуальность формирования социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека - коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста требует создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
Для детей этого возраста (2-3 года) характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Именно поэтому деятельностный подход в развитии социально-коммуникативных навыков у детей является методологической основой практической деятельности.
Нами был разработан педагогический проект по развитию социально- коммуникативных умений и навыков детей посредством игровой деятельности.
Данный проект содержит основные методы,приемы и формы педагогического воздействия в младшем возрасте в целях социально-коммуникативного развития ребенка.
Реализуемый проект базируется на следующих принципах:
1. Единство возрастного и индивидуального в развитии социально-коммуникативной сферы ребенка (Д. Б. Эльконин).
2. Деятельностный принцип осуществления социально-коммуникативного развития ребенка в быту и игровой деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
3. Принцип дифференцированного и комплексного подхода к образовательной деятельности (Л. С. Выготский).
4. Принцип доступности (В. В. Давыдов).
Условия формирования проекта:
• интеграция образовательных областей в различных видах деятельности;
• обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе;
• общение с детьми на основе субъект-субъектных отношений: педагог - ребёнок -ребёнок;
Тип проекта: долгосрочный, педагогический.
Участники проекта: дети от 2 до 3 лет, родители и воспитатели второй младшей группы «Ромашки».
Срок реализации: 2014 - 2015 учебный год.
Цель проекта: развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности в условиях второй младшей группы.
Задачи:
• Развивать социально-коммуникативные способности детей, используя деятельностный подход.
• Формировать связную речь ребёнка, его речевое творчество через игровую деятельность.
• Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
• Обогатить предметно-пространственную среду в группе дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей, повышение речевой активности детей.
Формы работы с детьми:
• Индивидуальная работа
• Работа малыми подгруппами
• Групповая работа
Содержание проекта реализовывалось в три этапа:
1 этап - подготовительный (август-сентябрь 2014 г.)
- Анализ научной и методической литературы по проблеме.
- Подборка диагностического материала, проведение диагностики по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных умений и навыков у детей.
-Составление плана работы на год по социально - коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста.
- Организация предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта.
2 этап –основной (октябрь 2014 г. - май 2015 г.)
• работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
• обогащение предметно -пространственной развивающей среды.
Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такиевиды театров, как:
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
Кукольный театр (бибабо, пальчиковый) - одевают на руку или пальцы. Фигурки пальчикового театра дети используют в импровизациях на заданные темы.
Использовались ситуации, разрешаемые с помощью театрализованной деятельности.
1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, привлекается внимание детей к какой-либо вещи : скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т. д. Спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Также использовались Коммуникативные игры в виде игровых пятиминуток, развивающих умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, (умение говорить самому) и подчиняться правилам. («Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Курочка и цыплята», «Как тебя зовут, «Я не должен», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Что на что похоже», «Знакомство», «Построим город «Я начну, а вы продолжите», Интерактивные игры (игры на взаимодействие( «Доброе животное», «Паровозик», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Гномики»).
Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использовался нетрадиционный авторский приём «Минутки шалости». Функция приёма – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой.
Работа с родителями
Родительское участие в реализации поставленных задач:
• помощь в оснащении группы игровым материалом;
• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология игры», «Игра в жизни дошкольника».
3 этап -обобщающий
В ходе реализации проекта дети активнее общались друг с другом и со взрослыми, проявляли больший интерес к различного вида игровой деятельности, повысилась организованность детей, расширились сведения об окружающем, обогатился и активизируется словарь. Заметно возросла речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами.
- Создана картотека игр на развитие коммуникативных способностей.
- Создана информационная копилка (анкеты, консультации) для родителей с целью обогащения педагогических знаний по развитию игровых и социально-коммуникативных умений дошкольников.
Под влиянием общения со взрослыми, различных игр и упражнений дети успешно используют простые и распространенные предложения, воспроизводят небольшие стишки и потешки. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социально-коммуникативного развития, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
Основываясь на результатах диагностики, мы наметили дальнейшую перспективу работы:повышать уровень профессионального мастерства через внедрение инновационных приёмов создания игровых ситуаций.
Литература и интернет-ресурсы
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.
2. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М. : Издательство: Детство-пресс, 2003.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.
4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004.
5. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nachalka.com/igromir
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Академия, 1989.
7. Игра в дошкольном возрасте : пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
8. Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М. : Педагогика, 1997.
9. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.
10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
14. Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников /Под ред. Е. В. Прима, Л. В. Филипповой, И. Н. Кольцовой, Н. Ю. Молостовой. - М. : ВЛАДОС, 2002.
15. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещение, 2008.
16. Репина Т. А. Общение детей в детском саду. М. 1990
17. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007.
18. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников : методические рекомендации. Минск, 1995.
19. Смирнова Е. Н. Особенности игры и психического развития. //Дошкольное воспитание. 2004. - №3. - с. 69-71.
20. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. М. Сфера, 2010
21. Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. – М. : Просвещение, 1990.
22. Стеркина, Р. «Я, ты, мы» : Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1999. - № 7. – с. 21-35.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
24. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно - ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004 №1.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf