Юлия Гурлова
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Т. С. Смирнова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47» г. Арзамас, педагог-психолог
e-mail : t.smirnova71@yandex.ru
Ю. С. Гурлова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47» г. Арзамас, учитель-логопед
e-mail : shashkina.julya@yandex.ru
Публикация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Социально-личностное развитие или социализация – это процесс усвоения социально-культурного опыта. Данный процесс протекает затрудненно для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для качественного социального развития могут быть использованы произведения художественной литературы.
Ключевые слова: социально-личностное развитие, дошкольный возраст, нарушения речи.
Социально-личностное развитие – это процесс усвоения социально-культурного опыта, который необходим для качественного существования в обществе любого его члена. Общественные отношения состоят из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно реализовываться в обществе других людей.
Социальное развитие ребенка – это усвоение традиций, ценностей и культуры того общества, в котором он растет и воспитывается. Отечественные исследователи социальной психологии Кон И. С., Смирнова Е. О. рассматривают такие особенности социализации детей как «усвоение социальных норм в познавательной деятельности ребенка, общение ребенка со средой, специфика общения с людьми ближайшего окружения, активность самого ребенка в общении» [3]. То есть, ребенок в процессе деятельности и общения усваивает элементарные навыки поведения, ценности, правила, устанавливаемые социальной средой.
Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, затем от общения со сверстниками и другими взрослыми (воспитателями, няней, соседями и др.). Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении, учиться учитывать свои личные интересы и интересы окружающих [1].
Одним из источников социального развития ребенка является речь. Ребенок слышит ее с самого своего рождения. И первой реакцией на нее является гуление – эмоциональный отклик на речь матери. Улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пытаются показать, чего они хотят в определенный момент времени.
К сожалению, в настоящее время современные родители недостаточно уделяют внимание на речевое общение с детьми и эмоциональную окрашенность этого общения. Поэтому увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Причин этого явления множество. Они могут быть как биологическими – патологии внутриутробного развития, частые заболевания, наследственность. Но в большинстве случаев причинами общего недоразвития речи в старшем дошкольном возрасте является социальный фактор – неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация. То есть, если на начальных этапах развития наблюдаются нарушения в общении, ребенок не наблюдает образцов правильного поведения родителей, ограничен в общении со сверстниками.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается низкий уровень социально-личностного развития. Такой ребенок недостаточно инициативен в общении как со взрослыми, так и с ровесниками, он уклоняется от ролевого поведения в игре и не умеет налаживать контакты. Свое эмоциональное состояние ребенок не умеет выражать адекватными (речевыми) способами.
Чиркиной Г. В. и С. Н. Шаховской, в своих исследованиях, доказано, что у детей с речевыми нарушениями ограничены речевые умения и навыки, которые обеспечивают процесс формирования речи (говорение и слушание) [4]. Глухов В. П. и Н. К. Усольцева также отмечали, что трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации [2]. Соловьева Л. Г. и Харитонова Е. А. отмечали, что недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия и становится препятствием в формировании игрового процесса [5].
Мы можем отметить, на основании изученных исследований и наблюдений, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.
Исследователи Л. Г. Соловьева, Н. К. Усольцева предлагают различные пути социально-личностного развития у детей дошкольного возраста с ОНР [5]. По их мнению, формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется и зачастую отсутствует само побуждение к речи. Поэтому особое внимание необходимо уделить развитию у ребёнка потребности в речевом общении.
Одним из условий формирования активной позиции ребенка является развитие познавательной и социальной активности ребенка : формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой инициативы.
Кон И. С., Смирнова Е. О. рассматривают отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми старшего дошкольного возраста. По их мнению, «инструментом для качественного социального развития являются произведения художественной литературы» [3]. С самого рождения родители побуждают ребенка к речевым проявлениям разными способами. Хорошими помощниками для этого являются прибаутки, колыбельные, потешки, сказки.
Используя художественную литературу как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста необходимо обращать внимание на отбор произведений. Книга должна укреплять, развивать чувства ребенка, вызывать эмоциональный отклик. Представления, фантазии, связанные с полученными эмоциями, после прочтения постепенно переносятся в жизненный опыт ребенка. Художественное слово способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам вымышленных персонажей, а затем и к действиям близких ребенку людей (родителей, воспитателей, сверстников, а затем и своему собственному поведению. После того как отношение выработано, следующим этапом будет сравнение: ребенок постепенно научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Научившись сравнивать ребенок оценивает поступки, выбирая положительные и порицая негативные.
Важно, чтобы выбранные для чтения детям произведения были высокохудожественными и содержали мораль. Выделим некоторые необходимые критерии отбора художественной литературы для прочтения детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста; идейная направленность; занимательность сюжета, простота и ясность композиции.
Возрастной критерий необходимо выдерживать для того чтобы расширять социальный опыт ребенка постепенно и целенаправленно. В раннем детстве мы знакомим ребенка с малыми формами фольклора: прибаутками, потешками, пословицами, колыбельными, сказками. Они несут качественную эмоциональную нагрузку и несут моральный оттенок, учат заботиться о других.
В более старшем возрасте у ребенка возникают новые возможности для понимания художественного слова, так как более насыщен социальный опыт ребенка, его представления об окружающем более конкретны и он может мыслить образами. Описывая героев книг, дети чаще правильно характеризуют их поступки, опираясь свои жизненные представления о нормах поведения. В этом возрасте целесообразно дополнять прочтение книг обсуждением поступков героев, как бы расширяя границы нравственных представлений детей, или предлагать детям проблемные ситуации на основе литературного произведения. Например, предложить детям изменить концовку сказки – придумать, что изменится в жизни героев если Лиса станет доброй и изменит свое поведение на дружелюбное. Данная форма работы позволяет проанализировать, насколько усвоены детьми социально – нравственные нормы поведения.
Изучение художественной литературы с морально-нравственной позиции позволяет разрабатывать и реализовывать социально-образовательные проекты.
В результате использования художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по социально-личностному развитию мы закладываем основы социально-нравственных мотивов поведения, представления о нормах и правилах поведения ребенка со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, что позволяет детям ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение. В процессе чтения детской литературы мы закрепляем навыки свободного владения речью и, как следствие качественно улучшаем общение.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715
2. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием. // Дефектология. 1986 – № 6. – с. 73-79
3. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. –СПб. : Питер, 2009. – 304 с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
4. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
5. Шаховская С. Н. Развитие общения детей с нарушением речи. //Коррекционная педагогика вчера, сегодня, завтра. – Сб. научно-методич. материалов. – М. – «Прометей», 1997. – С. 223-224.