Ирина Яновицкая
Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Проект
«В гостях у кота Мурлыки»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
Авторы: Яновицкая И. М., Давыдова А. В., Потапенко А. Ю.
Новокузнецк, 2016
Аннотация проекта
Публикация «Проект „В гостях у кота Мурлыки“ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы,» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот. Литература о котах и кошках
- Кошки. Проекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год. Даны рекомендации по формированию детей речевой культуры, работы по заучиванию стихотворных форм, чтению сказок и рассказов, обучению рассказыванию и пересказу.
Данный проект рекомендован для использования воспитателями детского сада и родителями.
Обрати свое внимание к книгам…
«Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времен
и народов!»
Актуальность
К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходят освоения своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду». Именно в этот период у ребенка появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества
Взрослые – хранители многовекового опыта человече6ства, его знаний, умений культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.
С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делятся своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.
К началу четвертого года жизни словарь ребенка возрастает с трехсот до тысячи и более слов. В состав словаря входят все части речи, служебные слова, междометия. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи. Постепенно дети овладевают разговорной речью
Овладеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком – то событии и т. д… Такой рассказ состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и выстроенных в логической последовательности. В этом случае мы говорим о развитии у дошкольников связной речи.
Иными словами, можно сказать, что связная речь – это логическая связь мысли, выраженная точными словами в правильно построенных предложениях. При этом ребенок учится мыслить, учась говорить, и совершенствует свою речь, приобретая умение мыслить.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного слова, грамматического строя.
Базовой основой для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетным направление – Знакомство дошкольников с художественным словом.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственное начало. Малыш верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, как бы сам становится участником этих событий, сочувствует положительному герою и осуждает зло.
Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка очень нравится малышам. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих им людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т. д.
Художественное слово, в котором глубокая человечность предельно точная моральная направленность живой юмор, образность языка, помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.
Нельзя при этом не вспомнить слова великого педагога К. Д. Ушинского: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
Цель проекта :
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой.
Задачи проекта :
1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток, простых народных и авторских сказок (в основном о животных).
2. Развивать речевую активность.
3. Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
4. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, предупреждая многочисленные грамматические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
5. Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать речевое дыхание, речевое восприятие, речевой слух.
6. Воспитывать у детей нравственно – эстетические чувства через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщать детей к богатствам русской художественной литературы.
7. Содействовать гармонизации между взрослыми и детьми, между самими детьми
8. Учить детей использовать художественное слово в повседневной жизни; побуждать малоактивных детей к речевому общению.
Срок реализации:
Срок реализации – 9,5 месяцев
Ожидаемые результаты:
• Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со сверстниками и со взрослыми.
• Воспроизводит короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх драматизациях, в сюжетно – ролевых играх, повторяют за взрослыми знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
• Речь эмоциональна сопровождается правильным речевым дыханием.
• Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликаются на него.
• Пересказывает знакомые сказки, читает знакомые стихи, правильно используя грамматические формы.
• У ребенка расширен словарь за счет активного усвоения и использования в речи существительных, глаголов и прилагательных.
• Совместное изготовление с родителями персонажей, декораций к потешкам, сказкам, прибауткам с последующим обыгрыванием.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
План мероприятий по реализации проекта
Сроки Содержание
Сентябрь
1 – 3 неделя Подготовительный этап
1. Выбор темы проекта.
2. Тематический подбор литературы :
• малые формы фольклора
• сказки
• проза
• поэзия
3. Подбор видеозаписей, аудиозаписей малых форм фольклора.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы по ознакомлению детей с художественным словом.
6. Изготовление наглядного материала к текстам.
7. Разработка диагностического инструментария литературного и речевого развития детей.
8. Разработка анкеты для родителей и проведение анкетирования (см. приложение).
9. Изготовление информационных листов на тему: «Сказки для детей младшего и среднего дошкольного возраста», «Какие сказки читать детям 3 лет?», «Какие сказки читать детям 4 лет?», Какие сказки читать детям 5 лет?» (см. приложение)
4 неделя 1. Знакомство детей с новым сказочным персонажем – Кот Мурлыка (в режимных моментах).
2. Введение персонажа Кот – Мурлыка для знакомства детей с новыми формами художественного слова.
3. Мастер – класс «Путешествие в бумажную сказку» (см. приложение)
Октябрь
Основной этап
I. Малые формы фольклора
Цель: обогатить речь ребёнка, показать напевность, мелодичность, ритмичность песенок и потешек, помочь понять их содержание, желание повторять и использовать их самостоятельно в повседневной жизни.
1 неделя 1. Прослушивание русской народной потешки «Сорока, сорока», с наглядным сопровождением (см. приложение).
2. Чтение без наглядного сопровождения русской народной потешки «Идёт лисичка по мосту» (см. приложение).
2 неделя 1. Чтение русской народной потешки «Кисонька – мурысенька» с наглядным сопровождением (см. приложение).
2. Занятие «Приходите в гости к нам» (см. приложение)
3 неделя 1. Чтение русских народных потешек «Тень – тень – потетень», «Еду – еду к бабе, к деду» (см. приложение).
2. Заучивание русских народных потешек «Петушок, петушок», «Как у нашего кота» (см. приложение).
4 неделя 1. Использование шотландской песенки «Купите лук» в сюжетно – ролевой игре «Магазин» (см. приложение).
2. Подвижная игра с использованием русской народной песенки «Мыши водят хоровод», повторение потешки хором (см. приложение).
Ноябрь
1. Заучивание русских народных потешек: «Огуречик, огуречик!», «На улице три курицы» (см. приложение).
1 неделя
2 неделя 1. Занятие «Дрёма в гостях у детей» (см. приложение).
2. Повторение уже знакомых потешек.
II. Проза
Цель: знакомить дошкольников с произведениями русских и зарубежных писателей о животных и детях, их поступках и поведении. Воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.
3 неделя 1. Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй», «Васька», вопросы после прочтения (см. приложение).
4 неделя 1. Чтение рассказа К. Ушинского «Уточки», вопросы после прочтения (см. приложение).
2. Просмотр мультфильма «Лиса Патрикеевна» К. Ушинского, вопросы после просмотра (см. приложение).
Декабрь
1. Занятие «Любимые животные Константина Ушинского» см. приложение.
2. Повторение рассказа К. Ушинского «Васька», по картинкам (см. приложение).
1 неделя
2 неделя 1. Чтение рассказа Л. Толстова «Спала кошка», вопросы после прочтения (см. приложение).
2. Занятие «Доброе дело само себя хвалит (см. приложение).
3 неделя 1. Аудио прослушивание рассказа О. Альфаро «Козлик - герой», вопросы после прослушивания (см. приложение).
2. Чтение рассказа Д. Биссет «Лягушка в зеркале», вопросы после прочтения (см. приложение).
4 неделя 1. Чтение рассказа В. Бианки «Лис и мышонок», вопросы после прочтения (см. приложение).
2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Сказочный лабиринт», «Собери и расскажи», «Раскрась героя».
Январь
1. Чтение рассказа Г. Балл «Желтячок», вопросы после прочтения (см. приложение).
2. Просмотр мультфильма «Медвежонок Бурик» Т. Александрова, вопросы после просмотра (см. приложение).
1 неделя
2 неделя 1. Занятие «Добро того учит, кто слушает» (см. приложение).
2. Чтение рассказа Л. Воронкова «Маша - растеряша», вопросы после прочтения (см. приложение).
III. Поэзия
Цель: знакомство детей с литературным жанром – поэзией, показать детям ритм стихотворной речи, красоту русской природы через восприятие поэтического текста, развивать умение понимать содержание поэтических текстов.
3 неделя 1. Чтение стихотворений на прогулке «Холодно», «Ёлочка» О. Высотской.
2. Логоритмика с использованием стихотворения О. Высотской «На санках».
4 неделя 1. Чтение стихотворения З. Александровой «В рукавичках».
2. Заучивание стихотворения Е. Ильиной «Наша ёлка».
Февраль
1. Занятие «В гостях у Снегурочки» (см. приложение).
2. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Капризы».
3. Повторение стихотворений о зиме.
1 неделя
2 неделя 1. Заучивание стихотворения К. Чуковского «Ёлка».
2. Пальчиковая игра с использованием стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?».
3 неделя 1. Игра – соревнование «Кто вспомнит больше стихотворений».
4 неделя 1. Чтение стихотворения С. Я. Маршака (из цикла «Детки в клетке) «Пингвин», «Лебедёнок», «Белые медведи».
Март
1. Чтение стихотворений С. Я. Маршака (из цикла «Детки в клетке) «Зебры», «Верблюд».
2. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака (из цикла «Детки в клетке) «Жираф».
1 неделя
2 неделя 1. Просмотр иллюстрации к стихотворению С. Я. Маршака (из цикла «Детки в клетке) «Совята».
2. Чтение стихотворений С. Я. Маршака (из цикла «Детки в клетке) «Страусёнок», «Эскимосская собака» с наглядным сопровождением.
3 неделя 1. Занятие «Как мы ходили в зоосад (см. приложение).
2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки» (см. приложение).
IV. Сказки
Цель: Познакомить дошкольников с русскими народными и зарубежными сказками. Обратить внимание детей на повторяемость сюжета в сказках. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки с её содержанием.
4 неделя 1. Чтение русской народной сказки «Колобок» вопросы после прочтения (см. приложение).
2. Занятие «Сказки кота Мурлыки» (см. приложение).
Апрель
1. Чтение украинской сказки, обр. Е. Благининой «Рукавичка» вопросы после прочтения (см. приложение)
2. Просмотр итальянской сказки «Ленивая Бручолина», вопросы после просмотра (см. приложение)
1 неделя
2 неделя 1. Чтение шотландской сказки «Крошка – малышка», вопросы после прочтения (см. приложение)
2. Занятие «Жили - были» (см. приложение)
3 неделя 1. Чтение эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела», беседа после прочтения по вопросам (см. приложение).
2. Чтение сказки Братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб», вопросы после прочтения (см. приложение)
4 неделя 1. Рассказывание узбекской сказки «Упрямые козы», с сопровождением наглядности (см. приложение).
2. Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей», беседа после прочтения по вопросам (см. приложение)
Май
1. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка», в обработке А. Краснова и В. Важдаева, беседа после прочтения по вопросам (см. приложение)
2. Просмотр иллюстраций к сербской сказке «Почему у месяца платья нет», (см. приложение)
1 неделя
2 неделя 1. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса», в обработке М. Мулатова, вопросы после прочтения (см. приложение).
2. Чтение украинской сказки «Коза – дереза» в обработке Е. Благининой, с наглядным сопровождением (см. приложение)
Заключительный этап
3 неделя 1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» (см. приложение).
2. Настольный театр «Колобок», вопросы после показа (см. приложение).
3. Занятие «Волшебный сундучок кота Мурлыки» (см. приложение).
4 неделя Вечер с родителями «В гостях у кота Мурлыки»
1. Драматизация сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Снегурушка и лиса», «Коза – дереза» и др.)
2. Чтение детьми знакомых потешек: «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик!», На улице три курицы» и др.
Июнь
1. Театр на магнитной доске «Репка» пересказ детей по вопросам.
2. Драматизация сказки «Репка»;
3. Занятие «Пересказ сказки «Теремок»».
1 неделя
2 неделя 1. Развлечение с родителями «Сам себе режиссёр» - совместное придумывание и рассказывание детей и родителей сказок, с использованием декораций и персонажей, сделанных своими руками.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Иллюстрационный демонстративный материал.
2. Театр «БИБАБО»
3. Настольный театр.
4. Пальчиковый театр.
5. Шапочки.
6. Костюмы.
7. Дидактические игры:
• «Что сначала, что потом?»
• «Сказочный лабиринт»
• «Из какой сказки?»
• «Собери сказку»
• «Собери и расскажи!»
• «Из какой Я сказки?»
• «Раскрась героя»
8. Трафареты по сказкам.
9. Информационные листы по данной теме.
10. Диски:
• Сказки
• Песенки и потешки
• Стихотворения
• Рассказы
11. Сказочный герой «Кот Мурлыка»
12. Художественная литература по данной теме.
Диагностический инструментарий:
№ п/п Фамилия, имя ребёнка Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, потешку Рассматривает иллюстрации детских книг, проявляет интерес к ним Драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок) Отвечает на вопросы предложениями из нескольких слов, умеет правильно согласовывать сущ. с прилаг.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то высокий уровень
Если менее 3 заданий – средний уровень
Если менее 2 заданий – низкий уровень
Высокий
Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
Проявляет речевую активность в общении со сверстниками.
По вопросам составляет по картинке рассказ из 3 – 4 простых предложений.
Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.
Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.
Активно и с желанием участвует с видами творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, играх – драматизации.
Речь соответствует возрастной норме.
Средний
На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложении.
Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.
Ребенок путает содержание прослушанных произведений.
Ребенок односложно отвечает на вопросы только после личного обращения на него взрослого.
Не достаточно проявляет удовольствие от восприятия художественного произведения.
Без желания включается в игры с текстовым сопровождением.
Грамматический строй речи сформировании недостаточно.
Связная речь в стадии формирования.
Низкий
Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
В речи многие слова заменяет жестами.
Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста.
Грамматический строй речи не сформирован.
Грубые дефекты слоговой структуры слова.
Связная речь требует дальнейшего развития, не сформирована.