Получи документы

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Татьяна Николаевна Ушакова
Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы

Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания на понимание значения слов, подбор антонимов и синонимов. Это свидетельствует о несформированности всей системы языковых средств.

Систематическая целенаправленная работа по совершенствованию словарного запаса с использованием речевых игр и упражнений поможет детям в развитии коммуникативных функций, творческих речевых умений, без которых невозможно развитие ребёнка и его обучение в школе.

Публикация «Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах

Уточнение и расширение словарного запаса дошкольников.

Слова – «приятели» (синонимы)

1.«Найди слово- «приятель»

Выбрать из трёх слов два слова – «приятеля» :

Дом, солдат, маршал; Дом, улица, здание; Храбрый, звонкий, смелый;

Слабый, неловкий, неуклюжий; Взять, схватить, идти;

Торопиться, спешить, ползти; Конь, собака, лошадь;

Грустный, печальный, глубокий; Весёлый, крепкий, прочный;

Большой, красивый, огромный; Думать, ехать, соображать;

Радоваться, веселиться, наряжаться.

2. Придумать слова – «приятели» к данным словам:

А) к именам существительным:

Здание – (дом, печаль – (грусть, конь – (лошадь, солдат – (боец, приятель – (друг, хворостина – (прут);

Б) к прилагательным:

Смелый – (храбрый, крошечный – (маленький, прекрасный – (красивый);

В) к глаголам:

Торопиться – (спешить, глядеть – (смотреть, льётся – (течёт).

3. Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».

Груз – ноша – багаж; Пища – корм –еда; Человек – незнакомец – гость;

Быстрый – скорый – стремительный; Большой – громадный – огромный;

Неловкий – неуклюжий – нескладный.

Слова – «неприятели» (антонимы).

1. Найди слово – «неприятель».

Детям предлагается выбрать из трёх слов два слова – «неприятеля».

Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, чёрный. Давать, продавать, брать.

Тяжёлый, длинный, лёгкий. Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный. Хороший, светлый, плохой.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребёнок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть – раздеть, бросить – поймать, положить – убрать, купить – продать, поднять – опустить, спрятать – найти, дать – взять, налить – вылить и т. д.

3. Закончить предложение, используя слова – «неприятели».

Слон большой, а комар… Камень тяжёлый, а пушинка… Сажа чёрная, а снег… Золушка добрая, а мачеха… Сахар сладкий, а горчица… Дедушка старый, а внук… Молоко жидкое, а сметана… Работать трудно, а отдыхать… Сейчас весело, а сейчас… Зимой погода холодная, а летом… Дерево высокое, а куст… Суп горячий, а компот… Лев смелый, а заяц… Река широкая, а ручеёк… Днём светло, а ночью… Заяц скачет быстро, а черепаха… Кричат громко, а шепчут… Я живу близко от реки, а мой друг… Друзья часто сорятся, но легко… Воспитатель спрашивает, а дети… Сначала гостей встречают, а потом… Вечером ложатся в кровать, а утром… Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом… Я больна, но скоро буду… Продавец продаёт, а покупатель… Легко заболеть, но трудно… Утром дети приходят в детский сад, а вечером… При встрече здороваются, а при расставании…

4. Сравни:

По вкусу: горчицу и мёд; По цвету: снег и сажу;

По высоте: дерево и цветок; По ширине: дорогу и тропинку;

По возрасту: юношу и старика; По весу: гирю и пушинку;

По размеру: дом и шалаш.

5. К словам придумать слова – «неприятели».

А) имена существительные:

День, утро, весна, зима, добро, друг, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, восход, грязь;

Б) имена прилагательные:

Высокий, весёлый, тёмный, новый, молодой, острый, больной, белый, горький, добрый, здоровый, толстый, широкий, сухой, смелый, твёрдый, чистый, яркий, красивый, плохой;

В) глаголы:

Войти, говорить, взял, нашёл, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;

Г) наречия :

Близко, редко, медленно, быстро, светло, мокро, чисто, ярко, высоко, сухо, широко, плохо, много, радостно, трудно, нельзя, легко, можно, темно, рано, низко.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речиДидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (Для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи) Возраст детей: Подготовительная.

Конспект ООД в средней группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Домашние птицы» Цель: Систематизировать знания детей по теме. Программные задачи: Закрепить у детей представление о внешнем виде домашних птиц. Уточнение.

Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка.

Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Мною были подобраны игры и упражнения, разработаны методы и приемы по развитию мелкой моторики. Работа над каждой темой включала в себя.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
Опубликовано: 8 января 2017 в 13:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Николаевна Ушакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД