Татьяна Николаевна Ушакова
Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания на понимание значения слов, подбор антонимов и синонимов. Это свидетельствует о несформированности всей системы языковых средств.
Систематическая целенаправленная работа по совершенствованию словарного запаса с использованием речевых игр и упражнений поможет детям в развитии коммуникативных функций, творческих речевых умений, без которых невозможно развитие ребёнка и его обучение в школе.
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Уточнение и расширение словарного запаса дошкольников.
Слова – «приятели» (синонимы)
1.«Найди слово- «приятель»
Выбрать из трёх слов два слова – «приятеля» :
Дом, солдат, маршал; Дом, улица, здание; Храбрый, звонкий, смелый;
Слабый, неловкий, неуклюжий; Взять, схватить, идти;
Торопиться, спешить, ползти; Конь, собака, лошадь;
Грустный, печальный, глубокий; Весёлый, крепкий, прочный;
Большой, красивый, огромный; Думать, ехать, соображать;
Радоваться, веселиться, наряжаться.
2. Придумать слова – «приятели» к данным словам:
А) к именам существительным:
Здание – (дом, печаль – (грусть, конь – (лошадь, солдат – (боец, приятель – (друг, хворостина – (прут);
Б) к прилагательным:
Смелый – (храбрый, крошечный – (маленький, прекрасный – (красивый);
В) к глаголам:
Торопиться – (спешить, глядеть – (смотреть, льётся – (течёт).
3. Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».
Груз – ноша – багаж; Пища – корм –еда; Человек – незнакомец – гость;
Быстрый – скорый – стремительный; Большой – громадный – огромный;
Неловкий – неуклюжий – нескладный.
Слова – «неприятели» (антонимы).
1. Найди слово – «неприятель».
Детям предлагается выбрать из трёх слов два слова – «неприятеля».
Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль.
Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать.
Белый, длинный, чёрный. Давать, продавать, брать.
Тяжёлый, длинный, лёгкий. Покупать, продавать, отдавать.
Короткий, маленький, длинный. Хороший, светлый, плохой.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребёнок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть – раздеть, бросить – поймать, положить – убрать, купить – продать, поднять – опустить, спрятать – найти, дать – взять, налить – вылить и т. д.
3. Закончить предложение, используя слова – «неприятели».
Слон большой, а комар… Камень тяжёлый, а пушинка… Сажа чёрная, а снег… Золушка добрая, а мачеха… Сахар сладкий, а горчица… Дедушка старый, а внук… Молоко жидкое, а сметана… Работать трудно, а отдыхать… Сейчас весело, а сейчас… Зимой погода холодная, а летом… Дерево высокое, а куст… Суп горячий, а компот… Лев смелый, а заяц… Река широкая, а ручеёк… Днём светло, а ночью… Заяц скачет быстро, а черепаха… Кричат громко, а шепчут… Я живу близко от реки, а мой друг… Друзья часто сорятся, но легко… Воспитатель спрашивает, а дети… Сначала гостей встречают, а потом… Вечером ложатся в кровать, а утром… Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом… Я больна, но скоро буду… Продавец продаёт, а покупатель… Легко заболеть, но трудно… Утром дети приходят в детский сад, а вечером… При встрече здороваются, а при расставании…
4. Сравни:
По вкусу: горчицу и мёд; По цвету: снег и сажу;
По высоте: дерево и цветок; По ширине: дорогу и тропинку;
По возрасту: юношу и старика; По весу: гирю и пушинку;
По размеру: дом и шалаш.
5. К словам придумать слова – «неприятели».
А) имена существительные:
День, утро, весна, зима, добро, друг, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, восход, грязь;
Б) имена прилагательные:
Высокий, весёлый, тёмный, новый, молодой, острый, больной, белый, горький, добрый, здоровый, толстый, широкий, сухой, смелый, твёрдый, чистый, яркий, красивый, плохой;
В) глаголы:
Войти, говорить, взял, нашёл, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, залететь, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешить;
Г) наречия :
Близко, редко, медленно, быстро, светло, мокро, чисто, ярко, высоко, сухо, широко, плохо, много, радостно, трудно, нельзя, легко, можно, темно, рано, низко.