Приложение МААМ

Интеграция различных видов искусств в художественно-творческой деятельности как средство развития творческого воображения

Светлана Казаненкова
Интеграция различных видов искусств в художественно-творческой деятельности как средство развития творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция различных видов искусств в художественно-творческой деятельности, как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач в дошкольной педагогике. Это объясняется следующем:

- во-первых, творческое воображение является основой любой творческой деятельности ребенка;

Темочки:

- во-вторых, это воображение как психическая деятельность, определенный путь развития личности ребенка в дальнейшем;

- в-третьих, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, что в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема).

Проблемой развития творческого воображения занимались многие философы Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Платон. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Н. А. Бердяев, М. Ю. Бородай, Я. Э. Голосовкер, П. А. Флоренский и другие.

Психологи Л. С. Выготского, В. В. Дывадова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других рассматривали творческое воображение в своих исследованиях.

Педагоги Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, В. В. Давыдов, О. М. Дъяченко, А. А. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина и другие отмечали необходимость развития творческого воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования творческого воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения : сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных внешних и внутренних условий. Внешние условия природная и общественная среда (макросреда : общество, его социально-экономическая и политическая система; стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья). Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

На развитие воображения могут влиять различные факторы наследственность, среда (природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни, непосредственное предметное окружение ребенка) и воспитание (эффективность зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию и его активности, которая является залогом формирования разных видов его деятельности : познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения).

Учитывая условия и факторы развития творческого воображения педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, трудовая деятельность, народное творчество, искусство (музыка, литература, изодеятельность, театр) и другое.

Одним из приоритетных средств развития творческого воображения детей является искусство. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Проблема интеграция разных видов искусства в художественной деятельности актуальна и значима. Основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами, интеграция представляет большие возможности для развития творческого воображения детей.

Проблему интеграции искусств замечали Р. М. Грановская, М. Г. Дрезнина, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, И. Н. Куланина, О. А. Куревина, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Е. А. Пелих, Я. А. Пономарёв, С. К. Семина, Н. А. Терентева, С. И. Хмарский и другие.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Своевременность и актуальность интегрированных занятий в том, что они предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей.

Интегрированные занятия, в которых развитие творческого воображение детей реализуется средствами разных видов искусства, являются действенным средством для преодоления перегрузки детей при сохранении качества воспитательно-образовательной работы, позволяют сэкономить время детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, дают возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция различных видов искусств в художественно-творческой деятельности как средство развития творческого воображения
Опубликовано: 18 января 2025 в 21:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция различных видов искусств в художественно-творческой деятельности как средство развития творческого воображения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Казаненкова (УИ 601917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД