Галина Буянова
Проект «Информационная защищенность детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания ребенка посредством приобщения его к культуре в целом, к культуре книжной в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие «книга» почти лишилось прежнего значения и авторитета, а телевидение, компьютеры, ноутбуки и другие различные гаджеты все больше увлекают современных детей. Но книга была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей, книге, даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно художественная литература создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества. Читательский опыт многих поколений свидетельствует : интерес к книге рождается в дошкольном детстве. И чем раньше он проявляется, тем глубже в дошкольнике формируется читатель, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. В процессе приучения детей к компьютеру, аудио- и видеокнигам формируется совершенно иной тип взаимоотношения с текстом. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап ведения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных и не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг.
Публикация «Проект „Информационная защищенность детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы“» размещена в разделах
2. Актуальность проекта
Современное образование трудно представить себе без ресурсов интернета. Совсем недавно компьютеры были роскошью, а уже сегодня они есть почти в каждом доме. Пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Безусловно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник чувствует себя увереннее с любой техникой, растет технически грамотным, увеличивает скорость реакции, улучшает память, учится концентрировать внимание, визуально воспринимать объекты. Но в последние годы мы беспомощно наблюдаем за тем, как «компьютерные игрушки» вытесняют из жизни детей все другие виды деятельности, воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя иногда к деформации.
Информация, полученная с экрана, воспринимается ребенком как истина, обладающая силой внушения. В результате дети, которые проводят много времени, играя в компьютерные игры, замыкаются в себе, порой теряются во времени и пространстве. Постепенно ребенок становится психологически зависимым от «компьютерного общения», удаляясь от эмоционально- личностного общения с книгой.
Информационная защищенность детей - проблема не только социальная, но и педагогическая. Её решение напрямую зависит от содержания и качества образованности подрастающего поколения, от степени зрелости личности и ее готовности к самореализации в обществе Необходимую информацию ребенок получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты другие источники). Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду служит художественная литература. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей к знакомству с художественной литературой в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры. А ведь именно книга играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Слушая стихи, сказки, рассказы, дети узнают и запоминают новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить их кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она помогает овладеть речью, является ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.
3. Цели и задачи проекта.
Цель:создание условий для информационной безопасности детей дошкольного возраста
Задачи:
• Обеспечить целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста
• Повысить уровень познавательного, речевого и художественно - эстетического развития детей на основе приобщения к художественной литературе через разнообразные формы работы.
• Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно - эстетического воспитания
• Прививать интерес к положительным героям произведений.
• Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание еще раз послушать произведение.
• Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного: радоваться хорошей концовке, победе положительного героя.
• Воспитывать культуру речевого общения
• Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя в различных ситуациях.
4. Ресурсное обеспечение проекта.
Участники проекта
Участниками проекта являются воспитанники старшей группы №11 «Светлячок» МДОУ № 2, воспитатели группы № 11, семьи воспитанников, специалисты МДОУ №2, педагоги школы №22 г. Черемхово, работники музея г. Черемхово, библиотекари и специалисты филиала №3 ЦГБС, педагоги ДХШ №2
Материально- техническое обеспечение
Данный проектосуществляется с применением оборудования, библиотеки группы №11, художественной и познавательной литературы, предоставленной родителями, библиотекарями ЦГБС, предметно- пространственной развивающей среды группы №11, экспонатов музея г. Черемхово, мультимедийного оборудования, персонального компьютера.
5. Содержание и механизмы реализации проекта
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный. Разработка проекта, установление взаимодействия с партнерами, подготовка условий (сентябрь – декабрь 2015)
2 этап - основной. Организация предметно – пространственной развивающей среды. Проведение мероприятий с детьми и семьями воспитанников. (январь 2016 - сентябрь 2017)
3 этап – итоговый. Итоговые мероприятия, анализ (сентябрь – декабрь 2017)