Получи документы

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования

Наталья Хворова
Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретическая интерпретация опыта

I. Условия формирования

В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №85» г. Бийска. В детском саду функционируют 13 групп, 5 из них - специализированные (3 – с нарушением речи, 2 – с нарушением зрения).

Публикация «Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования» размещена в разделах

Развитию связной речи способствуют созданные в детском саду условия, систематические занятия. Диагностика общего развития детей при поступлении в нашу группу показывает, что для детей с ОНР характерен пониженный уровень развития связной речи, и мы выделили наиболее важные проблемы: нарушение звукопроизношения, недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи, плохая дикция. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.

Наиболее актуальным и эффективным считается использование схем, моделей. Поэтому взяла тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе использования мнемотехники».

Теоретическое обоснование и ведущая педагогическая идея.

В ходе углубленной работы опиралась на следующие разработки:

- «Методика развития речи детей дошкольного возраста», (Ушакова О. С., Струнина Е. М. [6].

Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое и имеет тему, определяет определенную функцию».

- «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» (Большева Т. В.) [2].

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

- «Система экологического воспитания в ДОУ» (Горбатенко О. Ф.)

В речевой деятельности при составлении рассказов эффективно использование моделей.

- «Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений» (Ильина М. И., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я.) [3].

Известны и эффективны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание.

- «Технология развития памяти» (журнал «Обруч2, Бодрова И. Н.) [8].

Необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации, используя различные приемы.

Если у дошкольников развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, то это говорит как о высоком речевом уровне, так и об уровне логического мышления (Ушакова О. С., Струнина Е. М.) [6].

Актуальность опыта.

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные компоненты» (М. Г. Львов) [6].

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.). Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума [2]. Если мы хотим развивать у ребенка связную речь, богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначить каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т. е. пользоваться «заместителями».

Для улучшения связной речи необходимо развивать у детей приемы запоминания.

Больщева Т. В. считает использование мнемотехники для дошкольников все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти, мышления, внимания, воображения, связной речи. Основа обучения – развитие творческого познания.

Новизна

Новизна опыта заключается в том, что уровень развития связной речи у детей повышается через использование совместно разработанных воспитателем и детьми мнемотаблиц, мнемодорожек, коллажей.

• Соединение коррекционных и общеобразовательных задач

• Разработка перспективного планирования

• Картотека игр на развитие связной речи

• Тактильные дощечки

• Коллекция запахов

Адресная направленность.

Опыт может использовать любой педагог, который творчески подходит к развитию познавательных процессов, который стремится обеспечить высокий уровень подготовки детей к поступлению в школу. Опыт может быть использован не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности, ак в коррекционных группах, так и в общеобразовательных

Трудоемкость.

На начальном этапе работа по данной теме требовала значительных затрат времени для планомерной разработки системы, подбора литературы, составления схем и символов, изготовления пособий. В дальнейшем все это пополнялось и усовершенствовалось.

II. Технология опыта.

Цель: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе использования мнемотехники.

Задачи:

1. Развивать у детей умение понимать и пересказывать знакомые тексты, составлять описательные рассказы по мнемотаблице, коллажу, с помощью графической аналогии, предметов-заместителей.

2. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

3. Обучать перекодированию информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

4. Закреплять отработки сюжетного метода запоминания.

5. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

6. Развивать у детей психических процессов : память, внимание, мышление.

7. Совершенствовать восприятие: зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние.

8. Закреплять правильное звукопроизношение.

9. Развивать речь, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.

10. Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Методы и приемы.

1). Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картини иллюстраций, просмотр видеозаписи).

2). Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование стихов, загадок).

3). Практические (дидактические игры и упражнения, зарисовки символов).

4). Метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятии в совместной деятельности проблемных ситуаций).

5).Метод наглядного моделирования (на основе идеи Л. Д. Венгера).

6). Метод 2крокирования» (чертежи, схемы, наброски).

7). Метод ассоциативных цепочек или метод «чепухи».

8). Метод трансформации (превращения).

9). Метод элементарного анализа.

10). Метод Цицерона.

11). Метод опор.

Последовательность работы с мнемодорожками и мнемотаблицами.

1). Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2). Преобразование из абстрактных символов в образы.

3). Осуществление пересказа, составление рассказа с опорой на символы.

4). Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5). Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

В результате диагностики, проведенной в начале первого года обучения и в конце второго года обучения, можно сделать вывод:

В ходе систематической работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники выяснилось, что высокий уровень связной речи имеют 80% детей, средний – 20%. (Диагностика уровня освоения дошкольниками «Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Составители: методист ИМЦМУ «Управления и образования Администрации города Бийска Кикоть О. П.).

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Обобщение опыта «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе реализации сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» в младшей группе Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность темы: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования». Психическое развитие младенцев во многом определяется.

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего.

Состояние словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В словоизменении глаголов отмечается довольно большое количество ошибок, вследствие этого нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования
Опубликовано: 19 января 2017 в 08:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хворова (УИ 1016370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД