Евгения Королева
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее
актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия соци-
альных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.
Основы социально-коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
развиваются в раннем дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми
является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт
во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его
поведения и самочувствия среди людей [1].Федеральный государственный образова-
тельный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует целевые ориен-
тиры и требования к системе дошкольного образования, определяя направленность об-
разовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. ФГОС ДО определяет требования к основной образовательной программе данной ступени образования, которая должна быть «направлена на создание условий социальной
ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации
ребёнка и его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного
развития" [3].
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей
дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева,
C.Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста который
отличается от других видов игр проявлением творчества, эмоциональной насыщенностью,
самостоятельным характером организации [2, с. 15].Характеризуя сюжетно-ролевую игру, О. К. Репина относит ее к социокультурным феноменам, рассматривая в двух аспектах: содержательном (мотивационном) и операциональном (способы осуществления). Эта характеристика проявляется в том, что содержанием детской сюжетно-ролевой игры
являются исторически заданные и зафиксированные в культуре сюжеты, что обосновано
в работах А. В. Запорожца, В. Я. Проппа, Г. П. Щедровицкого и других [2, с. 29].
Психолог Д. Б. Эльконин отмечал что содержание игры с возрастом меняется. Сначала
в своей игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их вни-
мания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся их отношения. Следовательно, развитие содержания сюжетно-ролевой игры идет от развернутых игровых действий через их сокращение к развернутым ролевым отношениям, а от них к правилу, что дает возрастную картину развития игры [4, с 20].
Для успешного освоения детьми дошкольного возраста социальных ролей необходимы
соблюдение педагогических условий и педагогическое руководство игрой, которое со-
относимо с компонентами сюжетно-ролевой игры : выбор игры, педагогическая разработка
плана игры, ознакомление детей с планом игры и его совместная доработка, создание
воображаемой ситуации, распределение ролей, организация начала игры, сохранение
игровой ситуации, завершение игры.
Таким образом, планируя работу по руководству организованными сюжетно-ролевыми
играми детей, педагог должен опираться на особенности детей младшего школьного
возраста, на выбор игр, соответствующих поставленным целям, и на ряд условий, способствующих овладению социальными ролями. В игре ребенок передает те действия, которые видел сам. В условиях сюжетно-ролевой игры ребенок дошкольного возраста имеет возможность осваивать социальные роли. Освоение
социальных ролей – это результат социального развития детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс]. URL : https://www.detskiysad.ru/igra/suzhet02.html.
2. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед.
заведений. М. : Издат. центр, 2000. 184 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
[Электронный ресурс] : URL : https://mdou5oz.jimdo.com/фгос-дошкольного-образования.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. -
сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 384 с.