Овсова Людмила
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации игры.
2. Содержательные и методические аспекты социально-коммуникативного развития в процессе реализации народных игр.
Заключение
«Игры содержат условия, способствующие полноценному
развитию личности : единство познавательного и
эмоционального начал, внешних и внутренних действий,
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
коллективной и индивидуальной активности детей.
Необходимо, чтобы каждая игра приносила ребенку
новые эмоции, умения, расширяла опыт общения,
развивала совместную и индивидуальную активность».
В. А. Сухомлинский
Введение
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации народных игр.
Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип свободного развития личности.
Во ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Такими играми могут являться народные.
Проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников уделяли внимание (Е. В. Бондаревская, Я. А. Коменский, А. Н. Леонтьев, М. Монтессори, Г. В. Плеханов, Т. А. Репина, С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, З. Фрейд, Л. М. Шипицына, Д. Б. Эльконин).
Проблема социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации народных игр весьма актуальна в контексте задач развития и воспитания будущих жизнеспособных и благополучных поколений.
Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в итоговой работе ставились и последовательно решались следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ проблемы развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры.
2) Разработать план игровых действий.
1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации народных игр.
Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е. В. Бондаревская, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова).
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л. М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстником приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
В соответствии с исследованиями М. И Лисиной (1986, «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей, а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению».
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования социально-коммуникативных навыков, в том числе, к игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.
З. Фрейд, Я. А. Коменский, М. Монтессори, Г. В. Плеханов пришли к выводу, что игра возникла еще в первобытном обществе, но видоизменялась с приходом в жизнь людей прогресса. Игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, что обуславливает ее развивающий эффект.
Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
В чем же польза игр?
• Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в такие игры в одиночку не поиграешь.
• У детей формируются умения договариваться, так как необходимо вспомнить правила, установить очередность и т. д.
• Формируются умения разрешения конфликтной ситуации. Дети могут контролировать неправильный ход.
• Формируются умения достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Педагогам и родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь. Такими играми могут являться народные. Именно они имеют большое значение для формирования полноценной личности.
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В. Г. Белинского. Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и др. К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатый источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжеты близки их воображению. Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.
Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Строгие правила игр, слаженные действия участников приучают детей к взаимоуважению и ответственности перед коллективом. Использование в народных играх фольклорных песен наполняет их содержанием, которое соответствует игровой ситуации. Детские психологи утверждают, что народные игры имеют большое значение для формирования и развития навыков общения и снятия психоэмоциональной нагрузки у детей.
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста. Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
2. Содержательные и методические аспекты социально-коммуникативного развития в процессе реализации народных игр.
Решая задачи социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры, мы отдаем предпочтение народным играм. Такие игры являются традиционным средством педагогики.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания, несложная игра объясняется кратко. Мы даём представление о её содержании, последовательности игровых действий, правилах игры, может задавать 1-2 уточняющих вопроса.
Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры мы положительно оцениваем поступки тех детей, которые проявили выдержку, смекалку, взаимопомощь.
Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Наши дети любят играть в следующие народные игры: русская народная игра «Костромушка-Кострома», русская народная «Наседка и коршун», русская народная игра «Краски».
Игра 1. Русская народная игра «Костромушка-Кострома»
Цель игры: Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.
Задачи игры: Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями, вызвать положительные эмоции.
Алгоритм проведения игры: выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу:
- Костромушка-Кострома
На завалинке спала.
Прилетела к ней сова.
Останавливаются, разговаривают с «Костромой» :
- Костромушка, ты жива?
- Жива.
- На чем?
- На веревочке.
(И снова дремлет.)
Опять хоровод водят, затем ответ: «На ниточке». При следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает — тот «Кострома».
Игра 2. Русская народная игра «Мышиные уголки»
Цель игры: Формирование нравственно-волевых качеств, необходимых для умения управлять своим поведением и общаться со сверстниками.
Задачи игры: Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику. Развитие умения вести диалог.
Алгоритм проведения игры: Игроки стоят в своих «уголках». Водящий подходит к одному из детей и ведет с ним диалог:
Ведущий: Мышка, мышка, продай уголок!
Мышка: А за что продать?
Водящий: За шильце, за мыльце, за хлебное зернышко, за сладкий сахарок!
Мышка: Не продам уголок. Ищи другой домок!
После последних слов «мышки» все остальные игроки меняются местами, а водящий старается их опередить и занять уголок. Кто остался без «домика» — водит.
Кроме русских народных игр мы знакомили детей с играми других народов: чувашей, мордвы, татар, марийцев. Нами был организован и проведён «Фестиваль народных игр Поволжья», в процессе которого дети познакомились с символикой республик народов Поволжья, показывали традиционные игры народов (чувашей, татар, марийцев и мордвы).
Фестиваль подвижных игр народов Поволжья «Мы – волжане».
Ход развлечения:
Звучит фонограмма песни «Родина моя», выходит ведущая в русском народном костюме и читает стихотворение:
- На святой Руси
Необычный день начинается.
Фестиваль игры приближается.
Каждый едет к нам
Со своей игрой – необычною, народною.
Звучит весёлая музыка. В зал входят дети – участники фестиваля. Проходят круг почёта и встают полукругом в центре зала.
Ведущая: На фестиваль, посвящённый народным играм, прибыли представители народов, живущих на Волге: русские, весёлые татары, дружные чуваши, добрые мордва, гостеприимные марийцы.
Дети, представители народов, под народную мелодию своей республики выходят и прикрепляют символику своего народа вокруг карты Самарской области.
Ведущая: Игра – любимое занятие и детей и взрослых. Игры бывают развлекательные, обучающие, спортивные, народные. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью народных игр мы можем познакомиться с основами жизни народов Поволжья, потому что они сохраняют свой народных колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Звучит русская народная весёлая музыка. Выбегают два скомороха.
1 скоморох: Не хотите ль поиграть? Свою удаль показать?
2 скоморох: Отчего ж не поиграть? Играм всегда рады! А будут ли награды?
Ведущая: А наградой будет смех, дружный и весёлый. На фестиваль прибыли мордва – представители трудолюбивого народа. Они очень любят свои народные игры. В мордовских играх в игровой форме изображается труд взрослых. С помощью игр раскрывалось основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, охота, защита от коварных зверей.
Представители проводят игру «Раю-раю», «Круговой» (см. Приложение)
Ведущая: У чуваш много игр с палками и чурками. У чувашских игр такое разнообразие вариантов, что даже в соседних деревнях они часто совсем не одинаковые.
Отгадайте загадку:
В воде жива,
На суше мертва (Рыба)
Народ, который прибыл к нам из Чувашии, предлагает поиграть в игры «Хищник в море», «Расходитесь» (см. Приложение)
Ведущая: История татарских игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованием. Татарские игры составляют важную часть национальной культуры.
(Ведущая держит в руках мешочек, где лежит глиняный горшок)
Ведущая: Вот чудесный мешочек,
Вам, ребята, он дружочек.
В мешок руку опусти,
Что лежит там – покажи.
(Ребёнок, представитель татарского народа, подходит и достаёт из мешочка горшок. Проводятся татарские народные игры «Продаём горшки», «Скок-перескок»(Кучтем-куч (см. Приложение)
Ведущая: Марийский край – это край, где много рек, озёр и лесов. Край красив своей природой, талантливым марийским народом. У марийского народа есть свои самобытные виды физических упражнений, игр, состязаний. Марийские национальные игры очень любимы детьми, и они с удовольствием в них играют. Их представители тоже привезли к нам свою народные игры.
(Проводятся игры «Биляша» и «Катание мяча» (см. Приложение)
Ведущая: Русский народ всегда любил повеселиться. Наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Для большинства русских народных игр характерны простота и общедоступность, наиболее распространённые – это игры с бегом и ловлей друг друга.
(Проводятся русские народные игры «Горелки», «Платок» (см. Приложение)
Все представители встают полукругом.
1 скоморох: Как повезло тебе и мне,
Мы родились на Волге,
Где люди все – одна семья.
Куда ни глянь – кругом друзья.
2 скоморох: Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Ведущая: Без смеха и шутки, друзья,
На свете никак жить нельзя.
В народные игры вместе играя,
Силу и ловкость свою развивая,
Друзей настоящих сегодня нашли.
И все испытания дружно прошли.
На прощанье, народ,
Становитесь в хоровод!
Запевайте песню шуточную, прибауточную.
Заключительный хоровод под песню «Давайте устроим большой хоровод».
Заключение
Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - социально-коммуникативный.
В данной работе мы рассмотрели социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста, отметили, что достаточно высокий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы. В своем исследовании ещё раз обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Народные игры разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, мы ненавязчиво, целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения. В процессе данной работы мы получили следующие результаты: у детей было сформировано умение договариваться, умение разрешения конфликтной ситуации, умение достойно проигрывать, детьми были освоены такие социально-коммуникативные навыки, как установление контактов друг с другом, взаимодействие со сверстниками, умение выбирать партнёра по игре. Дети научились играть в народные игры, проявляя инициативу и самостоятельность в выборе игры, роли сюжета, средств перевоплощения, эмоционально откликаться на переживания персонажей игры. Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.