Евгения Подлесная
Опыт работы «Социальная адаптация детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация детей с ООП в инклюзивной среде ДОУ
«Включающее образование –это шаг на пути достижения конечной цели создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба».
Публикация «Опыт работы „Социальная адаптация детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
(Д. Митчелл)
Это высказывание доктора, почетного профессора Университета Вайкато, научного консультанта по вопросам инклюзивного образования я выбрала в качестве эпиграфа для своей работы. Потому, что именно оно, на мой взгляд, емко и лаконично выражает весь смысл инклюзии в системе образования.
Исходя из своего опыта работы в нашем детском саду, я сделала вывод, что в первую очередь нужно уделить огромное внимание вопросу социализации или социальной адаптации ребенка с ООП в ДОУ. Ведь именно от степени успешности прохождения данного этапа зависит дальнейшее включение в образовательный процесс.
Процесс адаптации детей дошкольного возраста к посещению детского сада иногда протекает с некоторыми осложнениями. Но еще сложнее и проблематичней приспосабливаются к новым условиям детского социума ребята с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще испытывают значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Но одним созданием благоприятной обстановки в детском саду решить проблему успешной адаптации очень сложно.
Здесь стоит обратиться к ФГОС ДО, где можно увидеть, что основная задача –это обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
Многие известные педагоги-исследователи рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и в новую социальную роль. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вливание в коллектив может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением активности, нарушениями здоровья.
И именно правильно выстроенный процесс адаптации приводит к положительным результатам. В нашем детском саду это происходит следующим образом…
Всю программу адаптации можно разделить на три уровня:
1. Начальный или «гостевой»
2. Средний (основной)
3. Итоговый (заключительный).
Сначала ребенок приходит «в гости» в группу, знакомится, посещает основные режимные моменты. Именно на этом уровне начинается взаимодействие с родителями ребенка. Ведь именно от родителей воспитатель узнает об особенностях развития, чертах поведения. Здесь нужно проявить такт и выстроить правильную параллель общения с родителями. Воспитатель должен выступить с позиции друга, соратника. Но никак не «начальника». Такая позиция будет способствовать нахождению оптимальных подходов к ребенку, формировать доверительные отношения. Еще одним важным моментом является предварительная работа с с остальными детьми группы. В ходе которой воспитатель объясняет детям, что в группу пришел ребенок, которому необходима ваша забота и помощь.
Первые дни ребенок посещает детский сад по 2-3 часа в день. Время посещения увеличивается. Настроение и самочувствие ребенка нормализуются.
Постепенно мы переходим на второй-основной уровень адаптации.
Здесь воспитатель продолжает снижать уровень тревожности у ребенка с помощью включения в совместные действия с другими ребятами. Тут нам приходят на помощь игровые технологии, направленные на сплоченность детского коллектива.
Может показаться, что процесс адаптации ребенка с ООП протекает так же, как у обычных детей. Но это –не так. Разница в том, что на первый план встают сложности в общении у таких детей со сверстниками. Это связано с нарушением у них навыков коммуникации. Конечно же, воспитатель основное связующее звено в этой схеме.
Из личного опыта -очень эффективным является способ постепенного ввода ребенка в сюжетно-ролевую игру. Где одну из «ведущих» ролей исполняет сам воспитатель. (это и «дочки-матери», и «врач-пациент» и т. д). Именно с помощью игры мы вводим ребенка в доверительные, партнерские отношения. Постепенно воспитатель «уходит на второй план», а в игру включаются остальные ребята.
Конечно, результаты будут видны не так быстро, как хотелось бы. Главное систематически, день ото дня проводить данную работу.
Еще одним способ ускорить процесс адаптации, является организация взаимопомощи между детьми. Или, так называемое, шефство. Такой вид наставничества очень результативен. Это приносит пользу не только «подопечному», но и самому «помощнику». Такой метод еще больше организовывает, сплачивает группу. У ребят развиваются такие качества, как доброта, отзывчивость, ответственность.
На завершительном уровне адаптации ребенок привыкает к тому, что вокруг него есть люди, которые всегда помогут в трудной ситуации. Но в тоже время, ребенок становится полноправным членом детского социума на равных условиях.
На протяжении всего периода адаптации (и не только) в нашем детском саду ребенок получает комплексное психолого-педагогическое сопровождение.
Деятельность наших специалистов направлена на консультирование родителей, воспитателей для работы как с детьми с ООП, так и с группой, включающей этого ребенка. А так же на формирование социального интереса к этим детям. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех уровнях образования, в результате чего мы имеем непрерывный процесс положительного воздействия на воспитанника с ООП.
В заключении, можно сделать вывод, что благодаря грамотной, слаженной и непрерывной работе каждого специалиста нашего детского сада, мы получаем положительные результаты прохождения процесса адаптации ребенка с ООП. А это, как подтверждает не только мой личный опыт, является залогом продолжения успешной дальнейшей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.