Ольга Валерьевна
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка».
Сообщение из опыта работы на тему :
«Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ»
Воспитатель :
Животнева Ольга Валерьевна
Д. Шеметово 2017г.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Система духовно-нравственного воспитания детей детского сада «Березка» строится на приобщении их к культурному наследию русского народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к русской народной культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно - нравственному воспитанию детей путем приобщения их к основам русской народной культуры. Темами самообразования педагогических работников являются :
- «Воспитание национального самосознания дошкольников».
- «Устное народное творчество в развитии речи детей».
- «Использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина - патриота».
- «Народные праздники в музыкальном воспитании детей, как средство приобщения дошкольников к русскому фольклору».
Основными задачами работы педагогов являются :
• Знакомство детей с культурой и историей своего народа
• Формирование чувства сопричастности к культурному наследию
• Формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с МДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Для решения поставленных задач создана соответствующая предметно-развивающая среда. Оформлен уголок с предметами народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца и др.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры:
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок»,
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Уголок музыкальной деятельности пополнился музыкальными инструментами. В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы :
-предпраздничные посиделки;
-чтение художественной литературы;
-познавательные беседы;
-творческую продуктивную и игровую деятельность детей.
В нашем детском саду ежегодно в сентябре утверждается план тематических развлечений, приоритетным направлением которого является русское народное творчество. Согласно этому плану 2 раза в месяц проводятся фольклорные развлечения, на которых дети поют песни, затевают хороводы, игры, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством. На фольклорных развлечениях в гости к детям приходят игровые персонажи бабушка, девица - красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки (Посидим рядком, да поговорим ладком; Федул, что ты губы надул? и др.). Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду начинаются с осени: «Осень»; «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха». Ежегодно в апреле в детском саду проводится обще садовский фольклорный праздник «Прялица». После праздника педагоги с детьми организуют беседы на следующие темы: "Край, в котором ты живешь", "Откуда пошла земля русская ", "Светлый праздник Рождества" и др. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада пополнилась различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. За период работы по данному направлению в детском саду подобраны картотека сценариев кукольных спектаклей по русским народным сказкам. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Чувство любви к Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим.
Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют : Семья -50%, СМИ, телевидение -30%, детский сад-10%. улица-10%. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Цель нашей работы с родителями - познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. В рамках приобщения родителей к образовательному процессу, используются следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в библиотеку, к памятным местам; беседы и викторины, анкетирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков. В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку - красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистая деревня». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей : «Осенние фантазии», «Пасха», «Елочка красавица», «Мой папа – самый сильный», «Самая лучшая мама» и др.
Помещения детского сада частично оформлены в русском народном стиле. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет. Планируется также проведение совместных мероприятий с родителями с использованием ТСО, продолжить работу по оформлению помещений и территории детского сада в русском народном стиле. Главный результат, на который мы надеемся, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список литературы:
1. Орлова Н. «Азбука для православных детей»
2. Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России»- м. «Дошкольное воспитание» 2008.
3. Левкодимов Г. «Праздников праздник»
4. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» -м. «Дошкольное воспитание»,2004г.
5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
6. Гладких Л. П., В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
7. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
8. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М. : Прометей; Книголюб, 2005 г.
9. Петров В. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» 10. Петров В. «Осенние праздники игры и забавы доля детей».