Ирина Тулебаева
Социализация детей с ОВЗ посредством раннего изучения немецкого языка в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных задач нашего дошкольного - образовательного учреждения.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством раннего изучения немецкого языка в ДОУ,» размещена в разделах
- Немецкий язык для дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Я работаю воспитателем в МБДОУ д/с «Чебурашка» ННР. С 2013года веду языковой кружок по возрождению традиций, культуры и языка российских немцев в детском саду при содействии Ассоциации Общественных Объединений Международного Союза Немецкой Культуры. У меня две группы в возрасте от 4 до 6 лет, по 12 детей. Из них 88% российские немцы. В своей работе я опираюсь на знания и практические материалы, полученные на семинарах и курсах, организованных АОО МСНК, BIZ и Гёте институтом в г. Славгороде, г. Барнауле, г. Омске, г. Москве и г. Гёттингене в Германии. По каждой группе мной разработана программа в объёме 80 академических часов на основе учебно-методических пособий «Deutsch mit Schrumdi» и «Deutsch mit Hans Hase».
Слайд 2
Обучение немецкому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Слайд 3
Первый «особенный» ребёнок пришёл в мою группу в 2013г. При поступлении в детский сад Оля не имела никаких навыков самообслуживания, проявляла агрессию по отношению к детям, во время занятий была раздражительна – кричала, плакала, бросалась на пол, на контакт с воспитателем не шла. Но мама девочки очень хотела, чтобы она наравне со всеми посещала детский сад, адаптировалась в детском коллективе, научилась тому, чему учат обычных детей, жить в обществе.
Слайд 4
В тесном сотрудничестве с родителями ребёнка мы выявляли его интересы, способности. На кружке по раннему изучению немецкого языка обратила внимание на то, что Оля проявляет заинтересованность и решила развивать увлечение девочки. В детском саду при помощи Ассоциации Общественных Организаций Международного Союза Немецкой Культуры создана небольшая библиотека детских книг на немецком языке, есть аудиозаписи песен, сказок, дидактические игры и пособия, которые я стала использовать во всех режимных моментах. Во время утреннего приёма включила прослушивание детских немецких песенок и тогда ребёнок быстрее успокаивался, перестал капризничать, а вскоре начал и подпевать. В течении дня с детьми разучиваю дидактические и подвижные немецкие игры, закрепляя изученный на кружке материал.
Слайд 5
Оля с лёгкостью овладела лексическим материалом по всем изученным темам и использует его для решения коммуникативных задач, умеет вести мини-диалоги, тематические монологи, умеют грамматически верно оформлять предложения по изучаемым темам, воспринимает на слух небольшие тексты и реагируют на запрашиваемую информацию, знает наизусть тематические стихотворения, песни, рифмовки по подготовительной группе. На занятиях и во время игр Оля предпочитает называть предметы и действия по-немецки. Дети группы, отмечая успехи девочки, стали по отношению к ней более терпимы и доброжелательны, но появилась проблема: родители воспитанников видели только негативные стороны присутствия ребёнка-инвалида в группе.
Слайд 6
Эффективными в этом плане явились формы, направленные на преодоление негативного восприятия ребенка с ОВЗ: презентации его положительных сторон, оформление персональных выставок, включение номеров в исполнении девочки в каждый утренник.
Слайд 7-8
Так как стихи на русском языке Оля учила с неохотой, то все выступления были на немецком языке. Благодаря проделанной работе стал виден результат: родители поняли, что дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить вместе.
Слайд 9
Успехом своей работы считаю традиционное участие Оли в районном конкурсе театрализованных представлений «Жар-птица», проводимых при содействии МСНК в 2015 и 2016г со стихотворениями на немецком языке и диплом победителя в международном конкурсе «Новогодние стихи» (мама предоставила видео, на котором ребёнок рассказывает стихотворение). Хочу отметить, что обе постановки на немецком языке заняли 1 место.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Проработав с детьми с ОВЗ более трёх лет, пришла к выводу, что знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.
Слайд 14