СВЕТЛАНА СИЛЬВЕСТРОВА
Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности
Сильвестрова С. В. ,
воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Российская модель современного образования базируется на позициях Л. С. Выготского, который рассматривал личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития как нормативно развивающего ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Работа в данном направлении начинается уже в дошкольных учреждениях. Особенно сензитивен период раннего возраста с 1 года до 3 лет.
Социализация детей раннего возраста включает в себя не только овладение ребенком определенными навыками (еда, туалет и т. д., но и развитие межперсонального поведения, эмоциональных связей, общения в малых и больших группах людей окружающих ребенка, который протекает в игре.
Многими отечественными учеными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, К. Д. Ушинским и А. С. Макаренко отмечается особую значимость игровой деятельности в социализации детей раннего и дошкольного возраста. Именно в игре осуществляется процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально- культурного опыта, проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоцио-нальность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т. д.
Кроме того, игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в социальные отношения происходит через решение следующих задач:
1) развитие игровой деятельности;
2)приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
3) формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.
Игра является слагаемым нескольких компонентов: это деятельность, в ходе которой развивается психика ребенка; особое отношение личности к окружающему миру; особое содержание усвоения; социально-педагогическая форма организации детской жизни; социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.
Игровая деятельность, как подмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть., знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы- заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.)
Именно поэтому возникает необходимость правильно руководить игрой ребенка с ОВЗ. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка с ОВЗ будет проходить с различными затруднениями.
Каждый вид игр (дидактические, подвижные, сюжетные) имеет свои осо-бенности в методике проведения. При этом педагогам необходимо соблюдать определенные педагогические условия: владение системой знаний об игре; методически правильно руководство игрой; правильно подбор игрушек с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный, эмоциональный контакт с ребенком, искренне заинтересовавшись его деятельностью. Воспитатели и родители не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. С другой стороны, нельзя предоставлять ребенка с ОВЗ самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию. Регулярное проведение сов-местных игр обогатит воспитанников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития.
Мы выделяем ряд игр, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ раннего возраста:
1) сюжетные игры («Больница», «Магазин» и т. д., которые являются формой моделирования ребенком социальных отношений;
2) театрализованные игры («Репка», «Колобок» и т. д.) – одно из эффективных средств социализации воспитанников, в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувств партнерства, способов позитивного взаимодействия;
3) подвижные игры («Мыши» и т. д.) выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, воображение, формируются социальные ка-чества;
4) дидактические игры («Позови ласково», «Новоселье куклы», «Назови свой цвет») способствуют социально-нравственному развитию : в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, сочувствовать и т. д.
Так как игру дошкольника невозможно представить себе без разного рода игрушек, воспитатели и родители должны обращать особое внимание на создание специального игрового пространства. Для этого в игровой комнате должны быть оформлены игровые зоны, имеющее театрализованные, дидактические и настольные игры.
Игрушка должна покупаться с учетом возраста ребенка, главное внимание следует обращать не на ее красочность или стоимость, а на педагогическую ценность. Кроме того, игрушка должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и развивать эстетический вкус ребенка. Следует избегать игрушек, которые могут нанести физический или моральный вред ребенку.
Таким образом, играя в игры, ребенок с ОВЗ получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развивает интеллектуальные качества и физические способности. Игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, и, следовательно, становится средством усвоения социального опыта.
Список используемой литературы.
1. Батяева Н. О подготовке к сюжетно – ролевой игре. // Дошкольное воспитание 1983. № 6. С. 12-14.
2. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М. 1966. С. 54-67.
3. Бондаренко А. Формирование социальной активности дошкольников по-средством дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 1987. № 3 С. 23-26.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада 2-е изд. М. Просвещение, 1991.
5. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.