Алла Минина
Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах
Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, диалогической речи, обучению письма, монологической речи) на уроке немецкого языка осуществляется взаимосвязано и с учётом дифференцированного подхода к формированию каждого из них. Например, работа над диалогической речью должна способствовать формированию умений связного высказывания, работа над монологической речью должна обогащать диалогическую речь, делая её более развёрнутой и доказательной. Вместе с тем монологическая речь имеет свою специфику. В отличие от диалогической речи, где замысел может быть «навязан» партнёром, монологическая речь имеет, как правило, самостоятельный замысел и является в большей степени, чем диалогическая речь, произвольным и самостоятельным видом речи.
Публикация «Статья „Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах“» размещена в разделах
- Немецкий язык в школе
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для монологической речи особую значимость представляет логическая связность, целостность. Результатом речевой деятельности говорящего является монологическое высказывание. На начальном этапе обучения немецкому языку диалогическая речь занимает доминирующее положение. Но, тем не менее, прослеживается последовательность, которая одновременно обеспечивает взаимосвязь с обучением монологической речи : усвоение основных коммуникативных типов предложения внутри каждого речевого образца - утверждение, вопрос-сомнение, отрицание, запрос информации, побуждение - приводит к овладению простейшими репликами для ведения диалога, а по мере накопления исходных речевых образцов учащиеся овладевают умением строить связное монологическое высказывание в результате «нанизывание» их «по вертикале». Авторы учебников немецкого языка стремятся к тому, чтобы уже на начальном этапе обучения реплики диалога были достаточно развёрнутыми, содержали бы обоснование, аргументацию, т. е. требования к диалогической речи таковы, что в диалоге должны уже использоваться небольшие связные высказывания на уровне сверхфразовых единств. Тем самым в рамках действующих учебно-методических комплексов по немецкому языку можно выделить следующие уровни формирования монологической речи :
1-й уровень- уровень предложения, конечный продукт которого – элементарное высказывание. Например: Heute ist das Wetter gut.
2-й уровень- уровень монологическое высказывание определё нного коммуникативного типа: описание, сообщение, рассказ. Например, монолог-сообщение : Heute ist das Wetter gut. Es ist warm. die Sonne scheint. Es ist nicht windig.
3-й уровень формирования монологической речи - уровень целостного развёрнутого текста.
Итак, на начальном этапе обучения устанавливается следующая последовательность в обучении говорению : от диалогической речи к монологической. Такая взаимосвязь в обучении диалогической и монологической речи способствует овладению последней, делает её более живой, чему содействует включение риторических вопросов, средств, служащих для выражения одобрения, уверенности, убеждённости и т. п. например: Ich bin sicher, das… Wiest ihr, das… Du weist? Тесному взаимосвязанному обучению диалогической и монологической речи способствует и общность языкового материала для обучения.
В обучении монологической речи имеются определённые трудности, связанные с особенностями этого вида речевой деятельности. Учащиеся часто затрудняются, что сказать, как сказать. Как сделать высказывание целостным, лаконичным. Преодолению этих трудностей в большей степени способствует использование различных опор, которые служат ориентирами при порождении речи и дают учащимся подсказку в плане содержания, а также композиционно-структурного и лексико-грамматического оформления высказывания. Опоры не могут быть построены произвольно. При выборе опор необходимо учитывать характер текста, выступающего в качестве планируемого результата речевой деятельности, закономерности. Опоры должны отражать существенные связи внутри текста как продукта речи, его структурную, смысловую и коммуникативную целостность. Что позволит более чётко программировать высказывание и управлять ходом его формирования.
В учебно-методическом комплексе по немецкому языку для начального этапа используются слуховые опоры: образцы высказываний, даваемые учителем. Есть и зрительные опоры, например геометрические фигуры, планы в виде вопросительных предложений или тезисов, неполные предложения.
Предлагаемые ниже для начального этапа (2-4 классы) опоры имеют различную степень развёрнутости. Одни более конкретны и информативны, лают больше ориентиров, как с точки зрения содержания, так и формы, другие более формальны и абстрактны, закодированы, требуют большего развёртывания.
Последовательность использования опор определяется объёмом информации, содержащейся в опорах, степенью развёрнутости подсказки. Кроме того, учитывается и динамика в развитии умений связного высказывания. По мере развития монологической речи учащихся опоры могут быть менее развёрнутыми и затем постепенно сниматься.
В качестве опор в младших классах могут выступать :
1. «Структурный скелет» или так называемые неполные предложения. В основе этого вида опор лежит логическая схема, присущая той или иной речевой форме и определяющая последовательность предложений, но в менее абстрактном виде. Она прогнозирует в большей степени содержание, план высказывания и употребления лексики.
1) описание (3 класс) : опиши свою классную комнату, опираясь на следующие неполные предложения: Das ist …. Unserer Klassenzimmer ist …Rechts (sind… Links ist (sind…Die Wande… …ist eine Tafel. Sie ist … … hangt eine Karte. In der Klasse stehen … Sie sind … … ein Schrank. Er ist … Dort liegen …
2) сообщение:(4класс) : сделай сообщение о своё м друге: mein Freund heist … …Jahre alt. Er (sie) lernt …. Seine (ihre) Famieli …. Er hat …. Sein Vater …. Seine Mutter …. Sie … .
3) логико-смысловая схема, задаваемая определённой последовательностью вопросительных слов (неполных вопросов) :
1) описание:was? wie? wo? was macht? wer?
2) сообщение:wo? wie? mit wem? wohin? wozu? wann? was dann?
3)вопросы (вопросительные предложения) в виде плана. Например: опиши свою комнату, опираясь на следующие вопросы: 1)Wo befindet sich die Schule? 2)Wie ist die Schule? Welche Raume gibt es in der Schule? 4)wie sind diese Raume?
4) план в виде тезисов. Например: сделай сообщение о своём друге. В качестве опоры используй следующий план: 1) Die Familie deines Freundes. 2) Seine Wohnung (Seine Haus).3) Dein Freund zu Hause.
5) установка на родном языке, задающая лишь предметное содержание. Например: Опиши свою школу. Начни с описания школы, а затем опиши отдельные объекты, например, классы, компьютерный класс, учительскую, школьный сад и т. п.
6) опора только на зачин и концовку. Например: Твой друг - хороший друг. Докажи это. Начни так:Sascha ist ein fleiiger Schuler. Закончи так: Meiner Meinung nach ist er wirklich…
Опоры всех указанных видов выполняют роль опорных пунктов, позволяющих программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и в определённой мере план высказывания, способствуют логическому построению высказывания, обеспечивают качественную и количественную полноту раскрытия темы или ситуации.
Разные по полноте схемы (опоры, их постепенное убывание стимулируют развитие самостоятельности в процессе порождения речи и позволяют осуществлять управление формированием умения строить связное высказывание. Оптимальное управление предполагало бы наличие определённой этапности и последовательности в применении опор. Так во 2 классе это могут быть : структурные схемы в виде неполных вопросов, структурные «скелеты» (неполные предложения) и план в виде вопросов. В 3-м классе кроме названных - план в виде тезисов. В 4-м классе можно исключить структурные схемы и добавить опоры с указанием на начало и концовку, а также установки, задающие предметное содержание.
Такая последовательность не абсолютна, но она учитывает:1) принцип динамизма (новизны) в использовании опор,2) объём и характер подсказки,3) уровень возрастающей самостоятельности школьников.
Обучение по опорам - один из возможных путей реализации управления обучением монологической речи.
…