Надежда Семиленова
Практические возможности реализации инновационных технологий и методик на уроках немецкого языка.
▼ Скачать + Заказать документы
Практические возможности реализации инновационных технологий и методик на уроках немецкого языка.
Одной из интересных форм работы на уроке, по моему мнению, является использование современных компьютерных технологий. Это уроки - презентации, что существенно облегчает объяснение новой темы, обобщение изученного материала или раздела в форме защиты проекта, выполненного самими учащимися. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, а также собственную успешность. Кроме того, в старших классах возрастает мотивация учебной деятельности, учебные умения и навыки старшеклассников дают учителю возможность использовать в своей деятельности современные педагогические технологии.
Публикация «Практические возможности реализации инновационных технологий и методик на уроках немецкого языка,» размещена в разделах
Возможности использования ИКТ на уроках немецкого языка.
1. Экономия времени и места. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго, редактировать, подстраивать под каждый класс, в зависимости от уровня обученности.
2. Использование презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую увлечённость можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку, помочь в подборке материала и иллюстраций.
3. При разработке уроков аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций, содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.
4. Урок в форме лекции имеет главной целью не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Школьники под руководством учителя отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для обучения в ВУЗе.
5. Наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку. Используя Интернет - ресурсы, можно быстро найти нужный страноведческий материал, адаптировать его под уровень обученности класса, и разговор о культуре и архитектуре страны или города уже не является абстрактным. Кроме того, учебники имеют невзрачные мелкие иллюстрации, в сравнении с ними презентации выигрывают в яркости, выразительности, создают иллюзию пребывания в стране изучаемого языка. Кроме иллюстративности, презентации содержат более современный, чем в учебнике, информационный материал, так как включают в себя данные последних журналов, книг о стране изучаемого материала.
Не следует забывать, что учитель, учебник и ИКТ - это взаимодополняющие понятия урока. ИКТ вносит в урок оживление, активизирует деятельность детей. Однако, роль учителя и учебника при этом не уменьшается. Нельзя увлекаться компьютерными ресурсами, перенасыщение не принесет пользы. Дети от этого тоже устают и требуют живого человеческого общения.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.
Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.
Различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят обучающихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем.
Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т. д., мы пользуемся ресурсами Internet. С моей точки зрения, потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, т. к. позволяет совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом.
Я считаю своей задачей увлечь учеников своими уроками, заинтересовать их. Как показывает практика, интерес к иностранному языку у учащихся снижается с годами изучения. На начальном этапе основой мотивации является новизна предмета. На средней и старшей ступени необходим поиск дополнительных форм мотивации. Это осуществляется за счет привлечения дополнительных материалов из журналов “Juma”, “Schrumdirum”, газеты “Deutsch”, использования аудиокассет, видеофильмов, материалов интернета, страноведческих материалов из различных изданий, красочных и интересных презентаций. Проблему поддержания интереса можно решить, применяя активные формы работы, нестандартные уроки.
К таким урокам относятся : заочные путешествия по Москве, по родному городу Ульяновску, викторины, ролевые игры и многое другое. Иностранный язык это благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т. к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки; одну – за оформление, вторую – за материал на немецком языке. Исходя из опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем городе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве, Ульяновске учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах таких, как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Гайдн», «Моцарт», «Бетховен», очень богатый материал по теме «Музыка». Этот список можно продолжать долго. Коллекция быстро пополняется. Учащиеся среднего этапа обучения тоже очень любят заниматься творчеством, используя ИКТ. Они составляют кроссворды на изученную лексику, это и одежда, и внешность человека, виды спорта и книги, домашние животные, школьные предметы и многое другое. Эти кроссворды помогают мне организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. Ученики охотно делают поделки и рисунки по теме «Времена года». Макеты часов и сувениры к пасхе.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.
Заключение
Сегодня происходит активный поиск совершенно новых технологий, методик, позволяющих качественно управлять процессом образования, воспитывать всесторонне развитую личность ребёнка. Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.
Держать руку на пульсе времени – позиция современного педагога. Нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т. д. Как не потеряться в потоке новых возможностей?
Компьютер, электронные энциклопедии, видеотехника, интерактивная доска становятся сегодня не роскошью, а средством повышения эффективности урока.