Людмила Зубова
Социализация детей с ОВЗ в среде сверстников посредством организации речевой гостиной «Говорушкины посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Говорушкины посиделки
Для современного общества проблема развития речи детей очень важна. Большое количество детей имеет речевые нарушения. При этом не просто речевой дефект, а системное нарушение речи. Надо отметить, что стало больше детей с серьёзной речевой патологией, такой как моторная алалия, аутотенденции. Около 40% первоклассников имеют логопедические ошибки. Дети, имеющие проблемы по русскому языку, не хотят идти в школу, заведомо ориентированы на неуспех.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ в среде сверстников посредством организации речевой гостиной „Говорушкины посиделки“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Посиделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Учитывая то, что мы живём в сложных климатических условиях, в условиях биологической тьмы, речь наших детей имеет более позднее развитие. В то же время, родители не всегда видят необходимость формирования развития всех сторон речи детей (не только звукопроизносительной стороны речи, но и грамматики, связной речи. Ведь речь – это визитная карточка человека.
Дети общаются между собой посредством компьютерных технологий. Старшие мало читают, дошкольники не умеют вести беседу, строить диалог. Их разговор строится в вопросно-ответной форме, а самостоятельно построить высказывание им очень сложно, потому что детям нет возможности упражняться в применении речевых навыков и умений вживую, как это было несколько лет назад, когда дети собирались во дворах, спорили и обсуждали фильмы и книги, играли в коллективные игры. Нет возможности упражняться в применении речевых навыков и умений, как это было в многодетных семьях.
Кроме того в условиях изменения в системе образования, возникает необходимость менять формы ведения образовательной деятельности (от традиционных занятий к совместным образовательным мероприятиям). Ведение совместной образовательной деятельности обеспечивает взаимодействие детей разных возрастных групп, даёт возможность живого общения.
Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в дошкольной организации должен обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа в ДОО (в нашем ДОО есть группа для детей с ОНР) направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Главная цель данного развития состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила русского языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Одной из форм организации коммуникации детей является речевая гостиная, в которой мы стараемся создать атмосферу общения, чтобы каждый ребёнок ощутил особый эмоциональный настрой. Формируя языковое чутьё, стараемся совершенствовать речевую культуру. Ставим задачу приобретения опыта детьми публичного выступления. Стремимся к тому, чтобы дети умели поддержать диалог, научились рассуждать, аргументировать, были инициативны в речевой деятельности. Учитываются особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В гостиной принимают участие дети разных возрастных групп и образовательных потребностей.
Наша речевая гостиная – форма организации коммуникативной деятельности всех участников образовательных отношений, предполагающая обеспечение восприятия музыкальных, литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение взрослых и детей. Целью организации является повышение эффективности интеллектуально-речевого развития дошкольников через организацию речевой гостиной и совместную деятельность детей и взрослых.
Для функционирования деятельности гостиной мы разработали нормативные документы. Это – положение, план работы (приложение 1, журнал протоколов заседаний, журнал регистрации проведённых мероприятий, результаты диагностики, анкетирования, опросов родителей и воспитанников. Разработали общее положение, в котором обратили внимание, что речевая гостиная является одной из новых, инновационных и действенных форм взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. В состав входят участники образовательных отношений, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения. Руководство работы гостиной осуществляет учитель-логопед дошкольной организации.
Поставили следующие задачи:
• Организовать совместную деятельность детей разных возрастных групп и возможностей здоровья, ориентированную на интересы и возможности каждого ребёнка.
• Формировать благоприятную речевую среду, стимулирующую речевые навыки и интеллектуальные способности детей.
• Поддерживать положительное и доброжелательное отношение детей друг к другу в процессе коммуникативной деятельности.
• Оказывать консультативную помощь родителям в вопросах речевого развития детей, в целесообразности проведения профилактики речевых нарушений.
• Привлекать родителей и других членов семьи ребёнка к участию в разнообразных сферах жизнедеятельности дошкольной организации.
Выделили условия проведения совместных мероприятий, где имела место личная заинтересованность участников образовательного процесса (мотивация, поддержка инициативы, место проведения (кабинет, музыкальный зал, группа, Хозяин «Говоруша» (персонаж, который постоянно проводит мероприятия, гость (реальный персонаж, сказочный персонаж, герой литературных произведений, вымышленный персонаж, соблюдались традиции (определённое время и четкий алгоритм проведения, приветствие: представление и знакомство с участниками гостиной и гостями, символ гостиной, фото с гостем, чаепитие).
Каждый из участников гостиной выполняет определённые функции. Руководитель гостиной осуществляет общее руководство мероприятиями, определяет тематику творческих встреч, редактирует конспекты встреч, отвечает за организацию работы с детьми и родителями, контролирует и участвует в проведении мероприятий, их анализе.
Педагоги – участники гостиной разрабатывают конспекты предстоящих встреч, осуществляют подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми, осуществляют поиск материала, готовят наглядную информацию, участвуют в организации проведения мероприятия, оформляют стенды.
Родители вносят предложения в сценарии творческих встреч, оказывают помощь в организации и подготовке атрибутов, подарков, принимают участие в совместной деятельности, вносят информацию в сетевые сообщества. Дети участвуют в подготовке мероприятий совместно со взрослыми, участвуют в мероприятиях, создают рисунки, фоторепортажи, портфолио.
Творческая группа разработала алгоритм работы гостиной, где каждое мероприятие начиналось с приветствия. Основной частью являлась информация как пусковой механизм общения, а так же отклик гостей на происходящее – диалог, совместная деятельность гостя, хозяина и участников гостиной. Заключительная часть как фото с гостем, чаепитие.
Для определения качества мы определили критерии оценки эффективности работы гостиной :
• Наличие личной заинтересованности, мотивации
• Степень подготовленности мероприятия
• Коммуникабельность, презентабельность гостя
• Гостеприимность Хозяина, открытость, способность задавать тон, вести линию беседы, готовность к общению
• Наличие и соблюдение традиций гостиной
С целью обобщения и распространения опыта были проведены совместные мероприятия для слушателей областных курсов Архангельского областного института открытого образования «У нас в гостях иностранец», «Мы живём в России».
Таким образом, организуя деятельность речевой гостиной, оптимизируем интеллектуально-речевое развитие дошкольников в детском саду и семье через совместную деятельность детей и взрослых.