Ирина Тулебаева
Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Ирина Тулебаева и Татьяна Деттерер.
Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных и актуальных задач нашего ДОУ. Первый ребёнок с ОВЗ пришёл в наш детский сад в 2012 году с диагнозом задержка нервно-психического развития, частичная атрофия зрительного нерва, парапорез. В 3, 5 года у Оли отсутствовали навыки по самообслуживанию: не просилась в туалет, боялась воды, не были сформированы навыки поведения за столом, не умела раздеваться и одеваться. Ребёнок ходил не уверенно, не координируя движения рук и ног при ходьбе. Девочка не держала кисть и карандаш, лепка пластилином и конструирование не вызывали у неё интереса, а музыка и песни вызывали раздражение – ребёнок бросался на пол и кричал. Знания о природе и математике Оля показала выше среднего, но полученные знания не применялись в повседневной деятельности. Сказки девочка слушала только с наглядным сопровождением, на контакт с воспитателем и детьми не шла. В 2015 году в детский сад пришла Вероника, возраст 5 лет, с диагнозом умственная отсталость. У Вероники также были недостаточно развиты навыки самообслуживания: умела раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослого, следила за своим внешним видом и умывалась только после напоминания воспитателя. Отклонения в физическом развитии проявлялись при выполнении заданий, требующих включение целенаправленных двигательных умений. У девочки плохая память, полученные на занятиях знания не применяла в повседневной деятельности. При рисовании движения хаотичные, размашистые. С трудом запоминала слова песен, движения под музыку резкие. К играм с детьми проявляла слабый интерес. Перед нами встал вопрос: как без специального образования и без узких специалистов, в условиях сельского детского сада, организовать свою работу с такими «особыми» детьми. Благодаря курсам повышения квалификации по теме «Разработка и составление индивидуального маршрута для детей с ОВЗ» мы разработали адаптированную образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут, которые помогли целенаправленно вести процесс воспитания и обучения детей-инвалидов. Педагогами нашего ДОУ были созданы условия, необходимые для решения данного вопроса: повышение компетенции педагогов в данном вопросе, готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, родителей.
Публикация «Из опыта работы „Социализация детей с ОВЗ в ДОУ“,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Период адаптации длился очень долго, но благодаря терпению, доброжелательности, тому, что мы стали воспринимать детей такими, какие они есть, девочки стали понемногу нас радовать, стали появляться первые результаты: Оля стала садиться со всеми детьми за стол, во время индивидуальной работы принимать участие в предложенной игре, реагировать на просьбы воспитателя. На протяжении четырёх лет благодаря тесному сотрудничеству с родителями мы выявляли интересы и способности ребёнка. В ходе реализации программы, мы обратили внимание на то, что Оля проявляет заинтересованность к изучению иностранного немецкого языка. Применения дидактические игры мы узнали также, что ребёнок проявляет способности к математике. Планируя индивидуальную работу, использовали карточки с цифрами, часы, логическое домино, геометрическое лото, счётный материал, и др.
Вся работа по развитию индивидуальных способностей Оли и Вероники велась постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры. К концу учебного года при мониторинге по формированию элементарных математических представлений Оля показала самый высокий результат среди детей, но дети по прежнему не вызывают у неё интереса. Вероника стала проявлять интерес к играм, с детьми взаимоотношения улучшились.
Соблюдая требования ФГОС, мы создаём доступную развивающую среду для детей с ОВЗ. Приобретённые игрушки и игры отвечают требованиям безопасности и эстетики, имеют коррекционно-развивающую направленность. Развивающая среда удовлетворяет потребность в общении, познании и движении. На протяжении всего времени, которое девочки проводили в детском саду, педагоги привлекали их во все виды деятельности и мы увидели результат. Через два года Оля стала проявлять интерес к занятиям – сначала кратковременный, затем на период всего занятия. Девочка стала более спокойна, усидчива. На занятиях по развитию речи с удовольствием читала стихи, пересказывала произведения. Чтобы переключить внимание ребёнка на определённую деятельность применяли дидактические и подвижные игры на немецком языке, слушали песни на немецком языке. К праздникам разучивались стихи на русском и немецком языках. Успехом нашей работы считаем традиционное участие Оли в районном конкурсе театрализованных представлений в 2015 и 2016г со стихотворением на немецком языке и диплом победителя в международном конкурсе «Новогодние стихи» (было снято видео с сюжетом, на котором ребёнок эмоционально рассказывает стихотворение на немецком языке). Используя художественное слово, русское народное творчество ребёнку привили определённые навыки самообслуживания.
Вероника тоже с удовольствием принимала участие во всех праздниках и мероприятиях, проводимых в детском саду.
Дети группы относились к «особенным» девочкам доброжелательно, но появилась проблема: родители наших воспитанников видели только негативные стороны присутствия ребёнка-инвалида. Мы проводили родительские собрания, анкетирования, беседы с родителями – выстраивая доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Благодаря проделанной работе виден результат : родители поняли, дети должны научиться жить вместе.
Эффективными в этом плане явились формы, направленные на преодоление негативного восприятия ребенка с ОВЗ: презентации его положительных сторон, оформление персональных выставок, включение номеров в исполнении детей с ОВЗ в утренники.
Сейчас Оля ходит в подготовительную группу. Несмотря на яркую положительную динамику остаются и проблемы: она не проявляет интереса к общению, хотя доброжелательна к окружающим, имеет высокий уровень интеллектуального развития, но навыки по самообслуживанию полностью не сформировались. Вероника посещает старшую группу. За 1 год пребывания в детском саду ребёнок полностью адаптировался в коллективе, дети с удовольствием принимают её в свои игры. Но умственные способности остались на прежнем уровне.
Считаем, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.
И закончить хочется строками из стихотворения:
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!