наталья киселева
Сказка как эффективное средство обогащения словаря дошкольника посредством речевых дидактических игр
▼ Скачать
2слайд
Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности.
Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Взрослым нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша.
Публикация «Сказка как эффективное средство обогащения словаря дошкольника посредством речевых дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Темочки
3слайд
Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.
Чтобы правильно организовать игры по развитию речи важно ознакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов игр.
Дидактические речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью. Дети, играя, усваивают знания, учатся культуре общения.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР :
• Игра с предметами; • Настольная игра; • Словесная игра без использования наглядного материала
Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий.
В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:
1. Обогащение словаря
2. Формирование грамматической культуры
3. Формирование звуковой культуры
4. Оформление связной речи
Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры :
• Значительно увеличивают словарный запас;
• Способствуют развитию связной речи;
• Учат составлять рассказ;
• Позволяют формировать правильное произношение звуков;
• Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.
Такой вид игр позволяет ребенку расширить знания об окружающем мире. Они не требуют специальных дорогостоящих материалов. А в словесные игры можно играть в любом месте.
Я остановлюсь подробнее на словесных играх, которые помогут обогатить словарь дошкольника.
4слайд
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить : его значение или заключённый смысл.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически.
Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного, происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.
5слайд
Одним из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказка. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.
6 слайд
Сказка — прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.
7слайд
Одним и интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки или по мере чтения.
8 слайд
Язык сказок ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это все позволяет ребенку обогатить свой словарный запас и лучше запомнить и понять содержание сказки.
И здесь моими верными помощниками становятся словесные дидактические игры.
9 слайд
Словесные игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей
дошкольного возраста.
1)«Какой» - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.
Пример: «Гуси-лебеди»
- печка: большая, добрая, горячая, трудолюбивая, ласковая;
- яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;
- речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т. д.
«Маша и медведь»
- Маша: умная, трудолюбивая, хитрая, смелая, храбрая;
- медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.
2) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по эпитетам.
- Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса).
- Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).
3) «Что делает» - подбор действий к предмету или сказочному герою.
«Колобок»
- колобок: катится, лежит, поет, веселится, прыгает, улыбается, бежит;
- лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит.
«Петушок и бобовое зернышко»
- петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет, подавился, падает, лежит, не дышит.
- курочка: бежит, зовет на помощь, кричит, помогает, смазывает.
4) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по действиям.
- печется, убегает, катится, поет (колобок).
- варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, хитрит (Машенька).
10 слайд
5) «Скажи по-другому» - подбор синонимов.
«Три поросенка» - поросята убегают от волка.
- Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;
«Лисичка-сестричка и серый волк» - лиса обманывает волка.
- Как сказать по-другому? – хитрит, врет.
6) «Скажи по-другому» - подбор антонимов.
Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.
7) «Скажи ласково» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Маша – Машенька,
- Заяц – зайчонок, зайчишка,
- Лиса – лисичка, лисонька,
- Яблоня – яблонька.
8) «Скажи с преувеличением»
- Усы – усище,
- Хвост – хвостище,
- Зубы – зубище,
- Дом – домище.
11слайд
9) «Подбери похожее слово» - подбор однокоренных слов.
- лес-лесок-лесочек; лед- ледок -ледяная ; снег- снежок-снегурочка…
10) «Придумай другое название сказки»
«Колобок» - «Колобок-путешественник», «Смелый колобок», «Непослушный колобок»;
«Рукавичка» — «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку»;
«Гуси- лебеди», — «Как сестра выручила братца» и т. д.
11) «Придумай смешное слово о герое сказки»
Лиса – пушистохвостая, хитрорыжая;
Колобок – кругложелтый.
12) «Вставь пропущенное слово»
12 слайд
13) «Продолжи предложение»
14) «Объясни слово»
15) «Отгадай сказку (героя сказки)»
16) «А что потом?»
17) «От каждого по словечку»
Один ребенок называет одно слово по тематике любой сказки, второй ребенок добавил к первому слову своё слово, и получилось предложение из двух слов и т. д. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и по сюжету сказки.
Например: сказка «Колобок» - «Колобок», «Колобок катится», «Колобок катится по дорожке», «Колобок катится по лесной, длинной дорожке».
13слайд
Вывод
Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Если говорить традиционно, то сказки способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи ребенка.