Елена Халявкина
Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое лэпбук и как его использовать?
Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».
Публикация «Сообщение из опыта работы „Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?
Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбуктематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбук является финальным этапом изучения определенной темы.
Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но также лэпбук делают сами педагоги и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде.
Например, мы для себя выработали такие :
1. Информативность. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна для ребёнка.
2. Прочность. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативность. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступность. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)
Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?
Во-первых, мы прививаем своим детям любовь к обучению;
во-вторых, делаем разнообразной даже самую скучную тему и расширяем кругозор, а также обогащаем активный словарь и уточняем имеющийся предметный словарь;
в-третьих, мы вместе с ребёнком учимся структурировать сложную информацию;
в-четвертых, развиваем свою креативность и творческое мышление;
в-пятых, учим своих детей простому способу запоминания.
Дети очень любят наполнять свой лэпбук познавательной информацией, различными развивайками. Но помимо информации, дети придумывают загадки по выбранной теме, сочиняют стихи, создают метафоры, играют с волшебниками. Данная форма работы позволяет детям легче учиться искать информацию, структурировать её и запоминать, быстрее осваивать технологические карты по МК «Я познаю мир».
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Эффективно использовать Лэпбук можно
как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,
так и для самостоятельной работы.
На основании выше сказанного педагогами нашего дошкольного учреждения были разработаны ЛЕПБУКИ по двум направлениям: речевому и познавательному развитию.
Позвольте представить вам некоторые из них: «Машина математика» данная разработка является продолжением комплекса познавательно – игровых пособий по ТРИЗУ под общим названием «Маша и медведь».
Включает в себя следующие игры:
ПАРОВОЗИК «ТРИЗИК»
1.«Найди и объясни» Найти как можно больше карточек с изображением объектов, объединённых значением заданного признака. 2.«На что похожи геометрические фигуры». Содержит серии картинок с различными геометрическими фигурами и предметами ближайшего окружения. 3. «Собери правильно» - разрезные картинки. 4. «Собери друзей одного цвета,одной формы.»5. «Раз, два, три – свой домик найди». Закрепить умение различать геометрические фигуры, цифры. 6. «Справа – слева, вверху – внизу». Закрепить понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя местонахождение
Лэпбук «Домашние животные»
Цель: расширение знания детей о домашних животных живущих рядом с людьми, обобщение жизненных наблюдений детей за ними, познакомить с частями тела животных, повадками, внеш. видом, названиями детёнышей, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Лэпбук «Познавай-ка!»
Цель лэпбука : учить детей выделять признаки у объектов.
закрепить имя признака.
учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
закрепить умение составлять целое из отдельных картинок.
Лэпбук «Наш город – Энгельс»
Цели: способствовать, осознанно относиться к органам восприятия, способствовать формированию умения задавать различные типы вопросы к объектам родного города, способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования, развивать способность к воображению и фантазированию.
«Аркадий паровозов спешит на помощь!»
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по здоровому образу жизни, о некоторых признаках здоровья; обогащать знания детей о здоровом питании, физкультурном движении в целом; развивать умение оказывать первую помощь, наблюдательность, самостоятельность мышления.
В лэпбуке подобраны игры : Д/И «Определи опасность», Д/И «Юные пожарные спешат на помощь», Д/И «Это надо знать. Юный пешеход», Д/И «Ромашка здоровья» и др.
Благодаря этой форме работы дети освоили первую медицинскую помощь, ориентируются в режиме дня, имеют представление о полезной и вредной еде, витаминах, которые содержаться в полезных продуктах и конечно, что в себя включает азбука здоровья и безопасности.
К речевым относятся:
Лэпбук «В гостях у сказки»
Задачи: активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи; способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования по средствам русских народных сказок; научить детей составлять рифмованные тексты и загадки по русским народным сказкам; развивать способность к воображению и фантазированию.
«Бусики- рифмусики», «Волшебники-потеряшки», «Пазлы», «Домино из сказки», «Бычок рифмованный бочок», д/и по р. н. с «Лиса и волк», «Подбери рифму»,»Лимерики».
Лэпбук «Речевой теремок»
Цель: формирование мыслительных операций, способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок, развитие логического мышления, развивать связную речь, умение находить причинно-следственные связи между словами, способствовать формированию задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, учить объединять героев по заданному признаку. Учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы.
Лэпбук «Путешествие по королевству «Красивых фраз»
содержит игры речевой направленности: рифмовки, аксимуроны, лимерики, митафоры.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Лэпбук - это эффективное средство для развития познавательных способностей у дошкольников.
Такая увлекательная форма работы при детско-взрослом взаимодействии развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать потенциал дошкольника, но и поддержать инициативу ребенка.
«Книга на коленях» является также очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.