Светлана Хахаева
Сообщение из опыта работы «Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №40 «Берёзка»
Сообщение из опыта работы.
«Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр»
(мультимедийная презентация)
Воспитатель:
Хахаева С. А.
2017
План работы.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. Тема «Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр».
2. Терминология.
3. Актуальность.
4. Цель и задачи.
5. Развивающая предметно-пространственная среда.
6. Составление рассказов с использованием рисунков, и коллективное составление сказки.
7. Мнемотехника и основные задачи.
8. Технология Триз.
9. Подборка игр.
10. Игра «Салат из сказок».
11. Дидактические игры.
12. Театрализованная деятельность.
13. Картотеки игр.
14. Работа с родителями.
15. Правила для педагогов.
1слайд Тема
«Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр».
2 слайд Терминология
“Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”
Г. Гегель
Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
3 слайд Актуальность
Актуальность педагогического опыта В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
4 слайд Цель и задачи
Цель: способствование активизации речи детей в разных видах деятельности.
Задачи:
создать в группе развивающую речевую среду;
развивать произносительную и связную сторону
речи;
активизировать словарь детей;
формировать грамматический строй речи;
5 слайд Развивающая предметно-пространственная среда.
Необходимым условием для полноценного развития речи является создание развивающей предметно-пространственной среды.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» …
Е. И. Тихеева
6 слайд Составление рассказов
Ребята в нашей группе очень любят заниматься творчеством, им было предложено нарисовать двух зайцев «Трусишку» и «Храбришку», Двух лис «Добрую» и «Хитрую». Нарисовав животных, дети составляли рассказы.
Сказки о хитрой и доброй лисе, храбром и трусливом зайце.
Лёша
Хитрая лиса спросила у доброй лисы. Как у тебя дела? Добрая лиса сказала: Хорошо! Хитрая лиса стала звать добрую в зайкин домик. Добрая говорит: Не пойду, петушка боюсь. Пошли они в лес и встретили там петушка, испугались и разбежались.
Кеша
Встретились однажды два зайчишки. И говорили они о дружбе. Давай дружить навсегда, предложил зайчишка, который всегда боится. Давай, ответил храбришка, я буду тебя защищать.
7 слайд Коллективное составление сказки
Ребята рассмотрели страничку из книжки, которая была испачкана, прочитать можно было только две строчки. Ребята составляли сказку опираясь на картинку-подсказку.
Жили-были ёжик и медвежонок. Решили они пойти в лес за ягодами.
Они подошли к речке, но перейти речку не смогли. (Кирюша) Медвежонок и ёжик срубили дерево. (Дима) Из дерева они сделали мостик. (Маша) Перешли речку и пошли в лес. (Лиза А) В лесу они встретили лису. (Варя Г) Медвежонок спросил у лисы где растут ягоды на волшебном кусте? (Дима) И лиса их повела по дорожке. (Лёша) Животные повернули на право и нашли кустик. (Лиза Ж) На волшебном кустике ягод не оказалось, лиса их обманула и убежала. (Артемий) Медвежонок и ёжик опечалились. (Варя Б) И пошли искать другие кустики с ягодами. (Кеша) Долго искали ягоды ёжик и медвежонок, нашли и стали собирать. (Даша) Насобирали ягоды и пошли домой. (Лиза Ж) Помыли ягоды стали их кушать и пить чай. (Варя Г)
8 слайд Развитие речи детей посредством мнемотехники
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
9 слайд Основные задачи мнемотехники
1. Развитие всех видов памяти
зрительной;
слуховой;
ассоциативной;
словесно-логической;
обработка различных приемов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления.
4. Развитие смекалки, тренировка внимания.
5. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах.
10 слайд Составление сказок с использованием мнемотаблицы
МНЕМОТАБЛИЦЫ – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
11 слайд Составление и расшифровка предложений с использованием мнемотаблиц.
12 слайд Рисование схем к сказкам
Рита Жили-были дед да баба, и внучка. Выросла в огороде капуста большая-пребольшая. Дед не смог унести капусту и позвал на помощь мышку, кошку и Жучку. Принесли они капусту бабке и внучке. А бабка напекла пирогов.
13 слайд Составление истории о зайце и лисе с опорой на схему
Дима
Встретились лиса и заяц у горы. Заяц предложил идти лисе в гости, по пути они решили прогуляться. А лиса взяла и съела.
Лиза Б
Встретились в лесу лиса с зайцем, пошли они прогуляться. Лиса обманула зайца, и он неё потерял.
14 слайд Составь и отгадай загадку с опорой на картинки.
15 слайд Триз
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач
автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер
Триз – это технология творчества, цель которой – стимулирование воображения, умение мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Триз располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества.
В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
Выслушивать каждого желающего.
Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая, что–то взамен или доказывая.
16 слайд Игры
Сказка – наизнанку.
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди»
Коллаж из сказок.
В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…
Знакомые герои в новых обстоятельствах
Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.
17 слайд Игра «Салат из сказок»
Назвать героев Чуковского и сложить их в салатницу. Выбрать самого главного героя. Допустим это будет Бармалей. Он отправился в …. И далее составляется сказка.
Для детей можно предложить объединить трёх персонажей в одну сказку. Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.
Ариана
Жил-был колобок. И решил он прогуляться. Катится колобок, а навстречу идёт петушок, а рядом зайчик плачет. Колобок спрашивает, кто ты? Я петух, а почему зайчик плачет? Я боюсь лисы, она гонится за мной. Колобок с зайцем и петухом решили спрятаться. Видят идёт волк, ищет зайца, он был очень голодным. Не нашёл зайца и пошёл дальше. А заяц, петушок и колобок пошли гулять, погуляли и пошли в гости к петушку.
18 слайд Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В группе имеются такие игры.
Рассказы по рисункам-схемам
Мои первые предложения
Придумай диалог
Старая и новая сказки
Расскажи сказку, используя схему (карточки)
Собери сказку
Сказочное лото
19 слайд Театрализованная деятельность
Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний.
20 слайд Картотеки по развитию речи
В группе имеются картотеки:
пальчиковых игр,
подвижных игр,
сюжетно – ролевых игр,
развивающие игры с детьми,
картотека физкультминуток,
картотека пословиц,
картотека речевых игр.
21 слайд Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания. Планируется проведение родительского собрания с ознакомлением родителей с методом мнемотехники, и технологией Триз.
22 слайд Правила для педагогов
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения нод просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
23 слайд Спасибо за внимание! Будем говорить правильно!