Елена Михайловна Стрельникова
Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, воспитывается чувство гордости за свою страну, так богатую своими традициями.
Особое место в моей работе занимает народная игрушка- жанр наиболее близкий детям. В наше время дети в основном играют китайскими игрушками, а про наши позабыли. И чтоб вернуть утерянные ценности - нет лучшего пути, чем знакомство с народными промыслами. И вот одним из старинных промыслов является Дымковская игрушка – игрушка уникальная, и аналогов её во всём мире нет. Работа в нашем детсаду направлена на коррекцию и развитие речи детей с общим недоразвитием речи. Эта работа ведется во всех областях образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Мы используем разные способы и виды деятельности для развития речи детей, и одним из средств является знакомство с дымковской игрушкой. Выбор не случайный, т. к. именно яркость, образность, выразительность данных игрушек наиболее привлекательна для детей.
Публикация «Обобщение опыта работы „Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Обобщение опыта работы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Исходя из этого я решила, что знакомство с народным творчеством поможет мне в развитии речи наших детей. Для этого определила задачи и составила план работы с детьми и родителями по развитию речи при знакомстве с дымковской игрушкой.
Развитие детского творчества в декоративной лепке и рисовании во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами.
Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как изготовление игрушки требует тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки.
Работу со стекой ввожу с первых занятий. Сначала учу использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазать мелкие части, позднее – разрезать кусок глины для выделения частей фигуры, вырезать углубления и т. д. А в подг. усложняю- показываю детям как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого узора. Работая со стекой дети овладевают «ручной умелостью», тем самым развиваются мелкие мышцы рук.
Для лепки дымковской игрушки используем глину. Глину приятно трогать, она послушно откликается на все движения рук. Поэтому наши дети с удовольствием с ней работают. Динамика занятий идет от простого к сложному : с начало лепили детали: шарики, конусы, колбаски, жгутики, а затем фигурку целиком. Чтобы изделие получалось, глину надо почувствовать, понять своими пальчиками, что очень трудно детям, которые с ней не работали. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для развития речи и для обучения в школе. «Ум ребенка на кончиках его пальцев» - В. И. Сухомлинский
.
В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы., координация рук и глаза. (Например: Чтобы провести вертикальную линию на одинаковом расстоянии, ребёнку нужно сориентироваться на глаз)
Я использую разные приёмы обучения, но из наиболее распространённых являются словесное указание, напоминание, частичный показ и игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы (мастера)», «Угадай, по частям птицу», «Найди птицу по узору», «Магазин игрушек» и т. д. Игры формируют грамматический строй речи, закрепляют умение строить фразы, упражняют в употреблении определений, воспитывают выразительность речи.
Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказать о своей работе или работе товарища, обосновать свой выбор, используя игровое упражнение: «Мы – ребята мастеровые, у нас игрушки расписные» и т. д. Игры берём не случайно, т. к. многие дети отказываются от выполнения из-за неуверенности в себе, а игра раскрепощает.
Широко использую художественное слово- это стихи, загадки, потешки, которые обогащают словарь дошкольников, способствуют развитию выразительности речи. Учу запоминать и выразительно читать наизусть стихи, потешки (например:
Яркие и лёгкие игрушки из папье-маше используются в театральной деятельности: дети разыгрывают с ними весёлые сценки.
При анализе детских работ обязательно обращаю внимание на яркость, сочетание цветов на их чистоту, спрашиваю, какое чувство вызывает та или иная работа. Эля придумала такое описание: «У моего индюка вытянута шея, корона на голове, перья разноцветные. Птица гордая, сильная, смелая. Она сама собой любуется и просит всех посмотреть на нее» и т. д.
Скоро пасха - светлый радостный праздник. К этому празднику в группе организовали мини-музей пасхального яйца. Все экспонаты дети приготовили вместе с родителями, по мотивам дымковской игрушки. При рассматривании предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, и впоследствии рассказывать о своем изделии
Работа направлена не только на эстетическое развитие, но и на развитие мышления, а развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как сравнение и обобщение, например сравнивая внешний вид дымковских животных (козлик-олень-конь-баран и т. д. Рассматривая игрушки, изображающих людей (барыню, водоноску, всадника и т. д.) обращаю внимание на одежду. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину- то как одевались не все знают : дети впервые узнают названия кокошник, жилет, кафтан, длинный сарафан. При этом идет обогащения и расширения словаря и словарного запаса.
Знакомя детей с дымковскими птицами учим словообразованию:
например: Птичка у дымковских мастериц-
не утка – а утушка не петух- а петушок не индюк- а индюшок
Родители детей помогали в работе над этой темой. Приносили в группу изделия, книги, иллюстрации, помогали в изготовлении игрушек из снега : «Снежная Дымка», яркие большие фигуры были функциональны, привлекали внимание и радовали глаз. Для проведения развлечений родители сшили красивые костюмы.
Не забывали и мы знакомить родителей с успехами детей : устраивали выставки детских работ, где родители могли оценить творческие способности детей и послушать их рассказы.
Такое художественное творчество приносит детям радость, раскрывает их способности, развивает речь, мелкую моторику, способствует обогащению и расширению словаря.