Светлана Трошкина
Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Всё, что ребёнок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Публикация «Из опыта работы „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвёт бумагу и смотрит, что получится; изучает поведение птиц за окном; проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с окружающим миром к его пониманию.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». В своей работе я использую методические рекомендации разных авторов: С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. И. Ивановой, О. А. Воронкевич.
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать их познавательные способности; повысить свою профессиональную компетентность.
Работа по данной теме строилась мною поэтапно. На первом этапе я изучила методическую литературу (Н. В. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», Л. А. Королёва «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ», А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», сделала обзор по теме в интернете. Изучив личностные качества детей, их индивидуальные возможности, я разработала план мероприятий по возрастным группам детей. Осуществление второго этапа я начала с организации предметно – пространственной среды, которая играет очень важную роль в формировании естественно – научных представлений и поддержании у детей устойчивого интереса к экспериментированию. Центр экспериментирования я оформила с учетом возрастных особенностей детей, вблизи окна. Он органично вписался в интерьер групповой комнаты. Обязательный минимум предметов мебели (полка для хранения материалов и оборудования, стол для проведения опытов) позволяют ребёнку самостоятельно организовать свою деятельность. Таким образом, дошкольник быстрее получает удовлетворение от своей деятельности, что, несомненно, приведёт к развитию личностных и интеллектуальных качеств. Для поддержания интереса к экспериментальной деятельности в центрах представлены различные материалы и оборудование для исследования в количестве, необходимом для обеспечения каждого ребёнка. Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная и художественная литература, дидактические игры. Оборудуя рабочий стол, я заинтересовываю детей проблемными вопросами для мотивации к деятельности. Например, «Как вы думаете, зачем я …», «Не случайно я сегодня приготовила для вас эти предметы на столе, как вы думаете, что я хочу узнать?» Постоянным жителем нашего центра является Лесовичок. Некоторые проблемные ситуации я формулирую от его имени. Введение сказочного персонажа превращает познавательную деятельность в увлекательную игру. Доступность, эстетичность и комфорт центра создают положительный настрой для познавательно – исследовательской деятельности ребёнка. Работу по развитию познавательной активности дошкольников я тесно связываю с ведением экологического кружка «Юный эколог», цель которого - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, умения жить в относительной гармонии с ней.
В своей работе я использую разнообразные виды деятельности. Таким образом, реализацию поставленных перед собой задач я осуществляла в следующих формах работы : опытно – экспериментальная деятельность (проектная деятельность, трудовая деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии. Познавательную деятельность с элементами экспериментирования провожу 1 раз в неделю, длительность которой зависит от возраста воспитанников. Опытам и экспериментам достаточное внимание уделяется и в свободной деятельности.
Наблюдения провожу как в группе, так и на прогулках. На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют. На территории нашего дошкольного учреждения находится метеостанция. Ребята с удовольствием проводят наблюдения за погодой: с помощью термометра измеряют температуру воздуха (на солнце и в тени, учатся определять направление ветра с помощью флюгера. Также у нас имеются самодельный барометр и осадкомер, «птичий столб» для размещения кормушек в зимнее время, «солнечные» часы. В летнее время наблюдения на метеоплощадке тесно связываю с работой и наблюдениями на огороде.
В своей работе широко применяю метод проектной деятельности, так как в её основе лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие творческого мышления. За отчё тный период мною были реализованы следующие проекты: «Раз – песчинка, два – песчинка», «Маленькие огородники», «Секреты воды», «Город мастеров», «Мы – друзья птиц» (ежегодно, акция «Птичья столовая» (ежегодно, «Юные метеорологи».
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей я провожу консультации, беседы, использую памятки и буклеты по организации совместной деятельности с детьми. Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах, помогают в оборудовании уголков экспериментирования и пополнении их необходимыми материалами, оказывают помощь в организации познавательных прогулок и экскурсий.
Я считаю, что данная система работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнёров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность и удовлетворить проявления любознательности. Активность детей, так или иначе, связана с активностью взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. Таки образом, продуманное, системное знакомство ребёнка с окружающим его миром позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.