МААМ-картинки

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Светлана Трошкина
Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Всё, что ребёнок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Публикация «Из опыта работы „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвёт бумагу и смотрит, что получится; изучает поведение птиц за окном; проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с окружающим миром к его пониманию.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». В своей работе я использую методические рекомендации разных авторов: С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. И. Ивановой, О. А. Воронкевич.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать их познавательные способности; повысить свою профессиональную компетентность.

Работа по данной теме строилась мною поэтапно. На первом этапе я изучила методическую литературу (Н. В. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», Л. А. Королёва «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ», А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», сделала обзор по теме в интернете. Изучив личностные качества детей, их индивидуальные возможности, я разработала план мероприятий по возрастным группам детей. Осуществление второго этапа я начала с организации предметно – пространственной среды, которая играет очень важную роль в формировании естественно – научных представлений и поддержании у детей устойчивого интереса к экспериментированию. Центр экспериментирования я оформила с учетом возрастных особенностей детей, вблизи окна. Он органично вписался в интерьер групповой комнаты. Обязательный минимум предметов мебели (полка для хранения материалов и оборудования, стол для проведения опытов) позволяют ребёнку самостоятельно организовать свою деятельность. Таким образом, дошкольник быстрее получает удовлетворение от своей деятельности, что, несомненно, приведёт к развитию личностных и интеллектуальных качеств. Для поддержания интереса к экспериментальной деятельности в центрах представлены различные материалы и оборудование для исследования в количестве, необходимом для обеспечения каждого ребёнка. Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная и художественная литература, дидактические игры. Оборудуя рабочий стол, я заинтересовываю детей проблемными вопросами для мотивации к деятельности. Например, «Как вы думаете, зачем я …», «Не случайно я сегодня приготовила для вас эти предметы на столе, как вы думаете, что я хочу узнать?» Постоянным жителем нашего центра является Лесовичок. Некоторые проблемные ситуации я формулирую от его имени. Введение сказочного персонажа превращает познавательную деятельность в увлекательную игру. Доступность, эстетичность и комфорт центра создают положительный настрой для познавательно – исследовательской деятельности ребёнка. Работу по развитию познавательной активности дошкольников я тесно связываю с ведением экологического кружка «Юный эколог», цель которого - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, умения жить в относительной гармонии с ней.

В своей работе я использую разнообразные виды деятельности. Таким образом, реализацию поставленных перед собой задач я осуществляла в следующих формах работы : опытно – экспериментальная деятельность (проектная деятельность, трудовая деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии. Познавательную деятельность с элементами экспериментирования провожу 1 раз в неделю, длительность которой зависит от возраста воспитанников. Опытам и экспериментам достаточное внимание уделяется и в свободной деятельности.

Наблюдения провожу как в группе, так и на прогулках. На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют. На территории нашего дошкольного учреждения находится метеостанция. Ребята с удовольствием проводят наблюдения за погодой: с помощью термометра измеряют температуру воздуха (на солнце и в тени, учатся определять направление ветра с помощью флюгера. Также у нас имеются самодельный барометр и осадкомер, «птичий столб» для размещения кормушек в зимнее время, «солнечные» часы. В летнее время наблюдения на метеоплощадке тесно связываю с работой и наблюдениями на огороде.

В своей работе широко применяю метод проектной деятельности, так как в её основе лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие творческого мышления. За отчё тный период мною были реализованы следующие проекты: «Раз – песчинка, два – песчинка», «Маленькие огородники», «Секреты воды», «Город мастеров», «Мы – друзья птиц» (ежегодно, акция «Птичья столовая» (ежегодно, «Юные метеорологи».

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей я провожу консультации, беседы, использую памятки и буклеты по организации совместной деятельности с детьми. Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах, помогают в оборудовании уголков экспериментирования и пополнении их необходимыми материалами, оказывают помощь в организации познавательных прогулок и экскурсий.

Я считаю, что данная система работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнёров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность и удовлетворить проявления любознательности. Активность детей, так или иначе, связана с активностью взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. Таки образом, продуманное, системное знакомство ребёнка с окружающим его миром позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Инновационный педагогический опыт «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Конспект родительского собрания «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Конспект родительского собрания «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Родительское собрание Тема: «Экспериментируйте с детьми дома!» Цель: Научить родителей организовывать игровую деятельность детей опытно.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Цель работы: Познакомить с опытом работы по использованию детского экспериментирования как средства развития познавательной активности младших.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Проектная деятельность дошкольников как средство познавательной и творческой активности Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать.

Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников В настоящее время наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника. Одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 8 октября 2018 в 22:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД