Людмила Новикова
Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
(из опыта работы воспитателя второй младшей группы Л. А. Новиковой)
Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Чем мы можем помочь в укреплении здоровья детей? Мы можем организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста.
Нашу группу, посещают дети с 3до4 лет. Группа адаптационная. Для того чтобы адаптация у детей протекала намного легче и дети быстрее привыкали к условиям ДОУ я в своей работе в течение дня использую оздоровительные моменты: подвижные игры, различные виды гимнастик (пальчиковую дыхательную пробуждающую после сна, релаксацию).
Учитывая погодные условия и наш климат с октября по апрель, не всегда есть возможность выходить с детьми на прогулку и проводить подвижные игры на воздухе. По этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети большую часть времени находятся в помещении.
Вследствие всего выше сказанного, актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду, организация «прогулки» в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
Наиболее эффективным из оздоровительных видов деятельности я считаю, является оздоровительно-игровой час, который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты, познавательную, музыкальную, деятельность.
Оздоровительно-игровой час, состоит из 3 частей, число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, двигательной активности и умений, места проведения.
Ценность оздоровительно игрового часа, в том, что он способствует повышению двигательной активности и стабилизирует эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Оздоровительно-игровой час, провожу в те дни, когда нет возможности выйти на прогулку, в первой половине дня. Его длительность для детей 2 младшей группы составляет 15 минут и соответственно увеличивается в зависимости от возраста детей.
В основной части оздоровительно игрового часа использую : разминку, общеразвивающие упражнения, подвижную игру, дыхательную гимнастику.
Разминка помогает подготовить организм к нагрузке, вызвать интерес к непосредственно образовательной деятельности.
Общеразвивающие упражнения обеспечивают тренировку всех мышц, способствуют воспитанию хорошей осанки, подготавливают организм к дальнейшим нагрузкам.
Подвижная игра обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, но главное, что она сближает воспитателя и ребенка.
Дыхательная гимнастика помогает научить детей расслабляться и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Вовремя проведения дыхательной гимнастики у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
В заключительной части оздоровительно-игрового часа использую такой оздоровительный прием как релаксация (упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма).
Релаксация нужна для сохранения эмоциональной сферы ребенка, от эмоционального состояния зависит здоровье детей, необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры, используется спокойная классическая музыка, звуки природы. Спокойная музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, вызывает различные эмоциональные состояния: покой и гармонию).
Проведение оздоровительно-игрового часа в нашей группе положительно сказывается на детях: дети стали боле раскрепощенные, научились слышать воспитателя, выполнять построение друг за другом, знают много подвижных игр, дети научились уважать друг друга, могут играть парами. Стали более дисциплинированы и организованы. И самое главное эмоциональное состояние у детей стабилизировалось, дети охотно идут в детский сад. А от того какое эмоциональное состояние у ребенка зависит и его здоровье.
Применение в своей работе оздоровительного игрового часа, как одного из педагогических методов по здоровьесбережению повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.