Получи документы

Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы» с детьми старшего дошкольного возраста

Воронова Наталья
Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта: познавательно – исследовательский, практико – информационный.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники: дети, родители, педагоги.

Актуальность: очень важно разбудить в детях познавательный интерес к природным обитателям, воспитывать любовь и желание заботиться о них, понимать роль человека в их жизни.

Темочки:

В холодное время года многие птицы слетаются поближе к жилью человека. Им очень трудно выжить в зимнее время, и они ищут корм в птичьих кормушках. Дети обращают внимание, как много птиц слетается у нас на участке. Естественно, корма становится меньше, а потребность в пище возрастает. Иногда корм для птиц становится недоступным, и они остаются голодными. Многие птицы по этой причине не доживают до весны. Именно зимой птицы особенно нуждаются в помощи людей. Но всегда ли наша помощь приносит пользу обитателям природы? Не обижаются ли на нас зимующие птицы за то, что мы подкармливаем их неправильной, не той пищей, которая нужна? Осенью насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной опять возвращаются в свои птичьи домики. Поселяются ли в наших домиках для птиц скворцы и синицы? А, может быть, бывает так, как это описал в своём стихотворении поэт В. Шульжик «Скворечник, в котором никто не живёт»?

«Скворечник не стар и добротен на вид,

Но он, к сожалению, низко прибит.

Боится селиться пернатый народ

В скворечник, в котором никто не живёт.

Скворечник ни разу не видел скворцов.

Не слышал он лепета первых птенцов.

Не ведал прекрасных весенних забот

Скворечник, в котором никто не живёт.

Он мохом порос, он ночами не спит,

О чём-то печальном и давнем скрипит.

И грустные песни под ветром поёт,

Скворечник, в котором никто не живёт».

Наша задача – расширять знания и перелётных и зимующих птицах. Разбудить у детей и их родителей к познавательной интерес к жизни природных обитателей, научить заботиться о них в любое время года, формировать практические природоохранительные умения.

Во время обсуждения с детьми темы «Перелётные и зимующие птицы» у детей возник ряд вопросов: почему птицы улетают на юг в разные периоды осени (одни раньше, другие позже? Почему другие птицы остаются с нами зимовать? В результате проведения игры «Перелётные и зимующие птицы» выяснилось, что дети недостаточно хорошо знают птиц перелётных и зимующих, путают их названия.

Проблема: Как не только грамотно донести детям и их родителям знания о перелётных и зимующих птицах, но и заинтересовать их в понимании необходимости заботиться о птицах в любое время года.

Цель проекта: создание условий для формирования нравственных качеств личности ребёнка через общение с пернатыми друзьями.

Задачи проекта:

- формирование у детей обобщённых представлений о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

- формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка о взаимосвязи живой и неживой природы, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, познавательного интереса;

- расширение представлений детей и их родителей о разных видах кормушек, скворечников, птичьих домиков и способах их изготовления из разного материала;

- привлечение детей и их родителей к природоохранной деятельности;

- воспитание любви к птицам, желания помогать им в любое время года.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- приобретение детьми знаний о взаимосвязях живой и неживой природы, о зависимости существования живых организмов от факторов внешней среды;

- приобретение знаний и способность различать перелётных птиц от зимующих птиц по их существенному признаку;

- развитие практических действий по охране природы;

- воспитание любви и бережного отношения к живой и неживой природе.

Для родителей:

- появление у родителей желания помогать природным обитателям в любое время года в тесном сотрудничестве с детьми и педагогами ДОУ;

- повышение заинтересованности родителей в изготовлении кормушек, скворечников из разного материала;

- участие родителей в природоохранных акциях ДОУ.

Этапы проекта:

I этап: подготовительный.

- Создание необходимых условий для реализации проекта;

- постановка цели и задач;

- информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте;

- подбор художественной литературы для чтения, презентаций, конспектов НОД, бесед, консультаций для родителей;

- подбор наглядно – информационного материала для просмотра;

- подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

- разработка плана мероприятий по теме проекта.

II этап: практический.

- Изготовление альбомов «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Народные приметы»;

- конкурс рисунков «Перелётные и зимующие птицы»;

- оформление стенгазеты «Пернатые друзья»;

- наблюдения за птицами, их повадками, жизнедеятельностью и составление описательных рассказов о них;

- изготовление книжек – малышек о перелётных и зимующих птицах;

- изготовление кормушек для птиц к празднику «Синичкин день» и выбор места для кормушек на участке;

- выставка кормушек;

- изготовление скворечников и выбор места для них;

- выбор корма для птиц;

- опытно – исследовательская деятельность;

- организация «Птичьей столовой»;

- наблюдение во время прогулки за поведением птиц на кормушке, в гнёздах, в скворечнике, на деревьях;

- разучивание правил поведения во время подкормки птиц;

- ведение дневника наблюдений за птицами;

- создание дидактических игр экологического содержания;

- природоохранные акции «Покормите птиц зимой!», «Встречаем вестников весны!», «Берегите птиц!»;

- НОД «Покормите птиц зимой!» «Встречаем вестников весны!»;

III этап: заключительный.

- Обобщение результатов работы, их анализ;

- закрепление полученных знаний;

- проведение НОД «Покормите птиц зимой!» «Встречаем вестников весны!»;

- презентация «Перелётные и зимующие птицы»;

- организация выставки «Птичья столовая», «Скворечники».

Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные ребёнком знания помогли детям и их родителям активно помогать пернатым друзьям выжить в трудных зимних условиях. Сколько птиц было спасено благодаря природоохранной акции «Покормите птиц зимой!». Итог проекта – НОД «Встречаем вестников весны». Уровень участия родителей в проекте «Перелётные и зимующие птицы» был высокий. Родители помогли нам сделать альбомы: «Птицы нашего края», «Зимующие птицы», «Народные приметы», собрали много информации о птицах. На участке детского сада у нас появилось много новых птичьих домиков и кормушек. Активность родителей, их заинтересованность в проекте отразились на знаниях детей по этой теме. По ожидаемым результатам дети на итоговом занятии «Встречаем вестников весны» показали знания на высоком уровне, научились отличать перелётных птиц от зимующих, использовать природоохранные умения в повседневной жизни.

План реализации проекта:

Вид деятельности:

Беседы:

«Перелётные птицы»

«Зимующие птицы»

«Подготовка к зиме»

«Удивительный мир птиц»

«Разговор через форточку»

«Охрана птиц»

«Правила кормления птиц»

«Птичьи домики»

«Птичья столовая»

«Что ты знаешь о птицах?»

«Птичьи тайны»

«Синичкин день»

«Для чего нужны кормушки»

«Зимние гости»

«Кто как зимует?»

«Кто в скворечнике живёт?»

«Трудности гнездования»

«Кому какой корм?»

«Журавлиный лёт»

«Знатоки народных примет»

Цель:

- расширение знаний детей о жизни зимующих и перелётных птиц, их образе жизни, повадках, приспособленности зимующих птиц к трудным условиям в зимний период;

- развитие памяти, внимания, речи, мышления, познавательного интереса, наблюдательности;

- развитие понимания роли людей в жизни птиц;

- закрепление знаний детей о причинах отлёта в теплые края;

- воспитание бережного и заботливого отношения к пернатым друзьям, желания заботиться о них и помогать.

Образовательная деятельность:

Познание:

«Перелётные птицы», «О чём поют птицы?», «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой!», «Встречаем вестников весны», «Азбука птиц», «Птицы нашего края», «Наши верные друзья», «Что мы знаем о птицах», «Весенняя песня», «Скворечник, в котором никто не живёт», «Птичьи тайны».

Речевое развитие:

- составление рассказов о зимующих и перелётных птицах;

- составление сравнительных рассказов;

- составление рассказов о птицах по серии картинок;

- пересказ рассказа В. Бияанки «Подкидыш»;

- разучивание стихотворений: Н. Рубцов «Воробей», А. Барто «Свиристели», А. Ппрокофьев «Снегири», В. Шульжик «Скворечник, в котором никто не живёт», А. Яшин «Покормите птиц зимой!»;

- чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Красная горка», «Хитрый лис и умная уточка», «Подкидыш». «Сумасшедшая птица», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Художественно – эстетическое развитие:

Лепка:

«Ласточки в гнезде»

«Вестники весны»

«Зимние гости»

«Воробушки»

«Птичьи гнёзда»

«Скворцы прилетели»

«Птенчики»

Аппликация:

«Зимой на ветках яблоки…»

«Синичка - невеличка»

«Птицы на ветках»

«Совушка»

«Журавлиный лёт»

«Лебеди»

«Сказочная птица»

«Скворечники»

Рисование:

«Зимние гости»

«Птичья столовая»

«Вестники весны»

«Птица мира»

Рисование по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

«Лесной доктор»

«Журавлиный лёт»

«Птичьи домики»

«Моя любимая птица»

«Хитрая ворона»

«Подкидыш»

«Дети вешают скворечники»

«Воробушки»

«Сорока - белобока»

«Ласточкино гнездо»

Цель:

- закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, умение составлять описательные и сравнительные рассказы;

- учить детей передавать образы птиц посредством изобразительной деятельности;

- формировать умение детей изображать птиц, передавать их характерные особенности;

- формировать умение детей использовать полученные знания для изготовления поделок;

- развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев;

- развивать у детей интерес к художественной деятельности, умение передавать красоту в художественно – творческой работе;

- воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Опытно – исследовательская деятельность:

Наблюдения за зимующими птицами на прогулке: кто прилетел к кормушке, а кто уже прилетал: «Угадай, чей след?». Наблюдения за перелётными птицами: кто поселился в скворечнике; за птицами, которые прилетели гнездиться «У кого какое гнездо?»; за птицами на деревьях.

Цель:

- развивать у детей познавательную активность, любознательность, наблюдательность, умение сравнивать птичьи следы и узнавать птиц по их следам;

- формировать умение самостоятельно наблюдать за птицами на участке, прилетающими к кормушке, за птицами, которые селятся в птичьих домиках;

- учить детей сравнивать перелётных и зимующих птиц, выявлять их характерные и отличительные особенности;

- расширять знания детей о жизни птиц в зимний и осенне – весенний периоды;

- расширять представления об особенностях гнездования перелётных птиц;

- воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время;

- вызвать интерес к природным обитателям;

- обогащать словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание т мышление.

Чтение художественной литературы:

Разучивание стихотворений:

А. Яшин «Покормите птиц зимой!»

В. Шульжик «Скворечник, в котором никто не живёт»

Н. Рубцов «Воробей»

А. Барто «Свиристели»

А. Прокофьев «Снегири»

Н. Заболоцкая «Раненая птица»

Ю. Никонова «Зимние гости»

З. Александрова «Новая столовая»

И. Токмакова «Голуби»

Рассказы Е. И Чарушина «Птенцы», Е. Благининой «Сорока - белобока», А. Барто «Вороны», «Воробей», В. Бианки «Лесной хор», «Синичкин календарь», «Мастера без топора». «Красная горка», «Хитрый лис и умная уточка», рассказ Е. И. Чарушина «Про больших и маленьких», М. Н. Богдановой «Домашний воробей», М. Юрахно «Весёлые загадки о птицах», П. Барто «О чём поют птицы», чтение сказки А. Толстого «Сорока».

Загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, народных примет.

Цель:

- познакомить детей с разными жанрами художественной литературы (стихами, сказками, рассказами, загадками, пословицами, народными приметами);

- закрепить знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках, средствами художественного языка;

- уточнить знания детей об отличительных особенностях птиц через ознакомление с художественной литературой;

- развитие познавательной активности, любознательности, умственных способностей через ознакомление с художественной литературой

- развитие памяти, внимания, речи, мышления и слухового восприятия;

- воспитывать умение понимать красоту художественного слова и желание помогать птицам в любое время года.

Дидактические игры:

«Чей след?»

«Кто как поёт?»

«Узнай по описанию»

«Четвёртый лишний»

«Кого не стало»

«Кто лишний?»

«Чей хвост?»

«Кому какой корм?»

«Кто на кормушке?»

«Собери птичку из пазлов»

«Кто куда улетел?»

«Чьё гнездо?»

«Чей домик?»

«Перелётные и зимующие птицы»

«Чей клюв»

Цель:

- учить детей различать и правильно называть перелётных и зимующих птиц;

- развивать у детей познавательную активность, память, речь, внимание, логическое мышление;

- расширять представления об особенностях внешнего вида зимующих и перелётных птиц;

- воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям.

Трудовая деятельность:

- поиск и сбор корма для птиц;

- очистка кормушек от снега;

- расчистка дорожек от снега к кормушкам;

- насыпание корма для птиц в птичьей столовой;

- изготовление кормушек для птиц и скворечников.

Цель:

- учить детей правильно кормить пернатых друзей, соблюдать правила поведения около кормушек;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание изготавливать кормушки и скворечники.

Социально – коммуникативное развитие:

Участие детей и их родителей в природоохранных акциях:

«Покормите птиц зимой!»

«Встречаем вестников весны!»

Коммуникативные игры:

«Дружная пара»

«Дрозд»

«Кого не хватает»

«Добрые слова»

«Птицы в лесу»

«Выложи из пазлов птицу»

«Назови ласково»

Сюжетно – ролевые игры:

«Птичья столовая»

«Экскурсия в зимний лес»

«Птичий магазин»

«Лесные музыканты»

Цель:

- учить детей изображать птиц, передавать их голос, повадки;

- закрепить знания детей о внешнем виде и отличительных особенностях птиц;

- воспитывать у детей желание помогать птицам в любое время года.

Физическое развитие:

Подвижные игры:

«Гуси - лебеди»

«Летал, летал воробей …»

«Совушка - сова»

«Птицы в гнёздышках»

«Коршун и наседка»

«Перелётные птицы»

«Птицы»

«Воробьи и ястреб»

«Летает – не летает»

«Перелёт птиц»

«1,2,3 – к кормушке беги»

«Журавли и лягушки»

«Птички и кошка»

Цель:

- развивать у детей умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро убегать, занимая своё место;

- развивать ловкость, координацию движений, скорость реакции;

- способствовать повышению двигательной активности детей;

- закреплять знания детей о повадках и способах передвижения птиц через подвижные игры;

- воспитывать желание заботиться о пернатых.

Пальчиковые игры:

«Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело – мы расскажем»

«Снегири»

«Шла кукушка»

«Птица и птенчики»

«Кормушка»

«Вдоль по реченьке»

Цель:

- продолжать закреплять знания детей о птицах;

- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев, речь, память, внимание, мышление;

- способствовать повышению эмоционального настроя детей путём упражнений с пальчиками.

Таким образом, полученные знания дети смогли использовать в повседневной жизни. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценносто – ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по рисованию «Летят перелетные птицы» с детьми старшего дошкольного возраста в технике «монотипия»Детский мастер-класс по рисованию «Летят перелетные птицы» с детьми старшего дошкольного возраста в технике «монотипия» Цель: расширить изобразительно-выразительные возможности детей посредством знакомства с нетрадиционной техникой рисования "монотипия"; учить.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Программное содержание: расширить знания о птицах нашего региона; систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные птицы»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные птицы» Программное содержание: закрепить знание детей о перелетных птицах; учить детей называть птиц, о которых упоминается в стихотворении;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2025 в 18:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы» с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Воронова Наталья (УИ 2109979) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД