инна шишелова
Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, это отражено в основной образовательной программе ДОУ в части формируемой участниками образовательных отношений.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В результате бесед, наблюдений за детьми в совместной деятельности становится ясно, что дети практически незнакомы с растительным и животным миром региона, родного края. Из деревьев и кустарников они называют лишь ель, березу, сосну; единицы указывают птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами.
В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
В своей практике я успешно реализую задачи программы «Байкал - жемчужина Сибири», посредством музейной педагогики – создание мини – музеев в группе.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации и пособия.
В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения родного края, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения, и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Кроме того, музей - это еще и прекрасная среда, в которой организуется всестороннее развитие и воспитание детей.
Прежде чем создать мини – музей, необходимо собрать полезную информацию из разных источников, подобрать необходимый наглядный материал, не только собрать, но и изготовить музейные экспонаты и коллекции, ведь дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго лишь тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Это и является важнейшим принципом освоения ребенком окружающей действительности. К этому творческому процессу подключаются семьи воспитанников, бабушки и дедушки, братья и сестры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Каждый мини-музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Реализация задач национально-культурного компонента с использованием музейной педагогики достигает высоких результатов, потому что дети знакомятся с растительным и животным миром своего края, с заповедниками, природными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных; у них формируется осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Какие качества развиваются у ребенка в процессе создания мини-музея?
наблюдательность
любознательность
усидчивость
познавательность
Практическую педагогическую деятельность осуществляю с учетом принципов:
личностно-ориентированного подхода
системности (от простого к сложному)
доступности
Предлагаю Вам рассмотреть преимущество музейной педагогики на конкретном примере:
Во время летних отпусков, путешествуя по разным уголкам нашей Родины, а в последнее время очень популярным стало посещение озера Байкал, из поездок они привозят экспонаты, имеющие историческое значение, которые позволяют окунуться в историю нашего края, познакомиться с коренными жителями Прибайкалья и их образом жизни.
При создании мини – музея «Байкал – жемчужина Сибири», дети узнали об уникальности воды Байкала, о том, кому обязано озеро, кристально чистой водой, раскрыли тайны истории происхождения таинственного озера, соприкоснулись с тайнами и легендами легендарного озера. В процессе проведенной работы мы затронули тему об экологическом состоянии озера Байкал, проблеме загрязнения воды в Байкале, угрозе исчезновения уникальных животных, растений, подводных обитателей.
Создавая мини-музей «Растительный мир Прибайкалья», дети принесли разные коллекции растений, привезенные из отпуска, вместе с родителями собирали листья, ветви для создания гербариев, композиций, из принесенных фотографий изготавливали фотоальбомы, макеты, что способствовало расширению представлений о растительном мире озера Байкал, родного края. Энциклопедии и разные источники информации позволили узнать о целебных свойствах трав и растений Прибайкалья, об использовании их при лечении разных заболеваний в давние времена.
В мини-музей «Животный мир Прибайкалья», мы поместили коллекцию игрушек «Животные нашего края», многие экспонаты, дети изготовили самостоятельно из пластилина, глины, соленого теста, проведенная работа помогла детям узнать о типичных представителях животного мира Прибайкалья, о среде обитания, повадках, питании и размножении, созданная совместно с детьми «Красная книга» способствовала расширению представлений об исчезающих животных и их бездушном истреблении человеком. Родители участвовали в сборе материалов, объектов, информации для коллекции, оказали помощь в создании презентаций по данной теме, совместно с детьми изготовили музейные экспонаты.
Собранная нами коллекция «Подводный мир Прибайкалья» позволила расширить представления детей о разнообразии рыб и невидимых санитаров озера Байкал. Во время путешествий родители вместе с детьми собрали коллекции камней и ракушек и принесли в детский сад. Дети с удовольствием рассматривали их с помощью луп, восхищались необычной формой и расцветкой, создавали музейные экспонаты, которыми являлись прекрасные композиции и необычные поделки. Вместе с детьми мы проводили опыты и эксперименты с камнями, узнали о свойствах и природе камней. Данные коллекции помогли в создании макета подводного мира озера Байкал.
Из разных уголков нашей планеты приезжают туристы и ученые, чтобы полюбоваться ластоногим символом озера Байкал – нерпой. Но, к сожалению, у многих детей недостаточно знаний о жизни нерпы в природе, именно поэтому мы создали мини-музей «Ластоногий символ озера Байкал».
Дети и родители с большим интересом собирали информацию о жизни нерпы в естественной среде обитания, ее повадках, питании и размножении, собрали коллекцию сувениров с изображением нерпы, создавали фотоальбомы и даже домашние мини-музеи, это послужило поводом посетить Иркутский нерпинарий. В группе мы организовали коллекцию игрушек с изображением нерпы. Часть экспонатов приобретена во время путешествий, а часть изготовили собственными руками.
Чтобы познакомить с историей, традициями, культурными ценностями, бытом, национальными костюмами народов Прибайкалья, мы создали мини-музей «Народы Прибайкалья», на основе полученной информации из разных источников, совместно с детьми изготовили коллекцию предметов старины, часть музейных экспонатов принесли родители воспитанников.
В нашей группе уже стало традицией приглашать на экскурсии в мини-музеи сверстников и детей младших групп. Они с удовольствием проводят экскурсии, выступая в роли экскурсоводов. Воспитанники охотно рассказывают о музейных экспонатах и коллекциях, делятся своим опытом и демонстрируют изготовленные собственными руками музейные экспонаты, предметы коллекций.
Изучение национально-культурного компонента, взращение в детской душе семян любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к родному краю!
Литература:
1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музеи в детском саду. Москва, Линка – Пресс, 2008 г.
2. А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. Музейная педагогика. Москва, «Творческий центр СФЕРА», 2006 г.
3. Н. Рыжова статья «Как стать коллекционером» (ж-л «Игра и дети» №4-2004г.)
4. И. А Галкина, Е. В Галеева, О. Ю Зайцева. Байкал – жемчужина Сибири. Иркутск, ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011 г.