Надежда Иванова
Сообщение из опыта работы по проекту «Маленькая экскурсия в мир семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ :
«Маленькая экскурсия в мир семьи»
Составили:
Иванова Н. Д. - воспитатель
I квалификационной категории,
Филоненко Н. В. – учитель-логопед,
Публикация «Сообщение из опыта работы по проекту „Маленькая экскурсия в мир семьи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте…»
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Без семьи человек существовать не может.
А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Провели с детьми беседу-опрос, что знают воспитанники нашей речевой группы о своей семье, о своих родных. И столкнулись с проблемой, что не все дети знают, как зовут родителей. Они не могут их назвать полным именем, по отчеству. Не знают, кем работают их родители, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает своих родственниках, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как «род», «родословная», «предки».
Провели анкетирование родителей по теме «Моя семья», которое показало:
• 40 % родителей рассказывают своим детям о близких родственниках (братья, сестры, дедушки, бабушки).
• 10 % родителей рассказывают и соблюдают семейные традиции.
• 50 % родителей рассказывают детям только о бабушках и дедушках.
Осознание значимости проблемы, побудило нас к разработке проекта «Маленькая экскурсия в мир семьи».
Цель:
Создание условий для формирования у детей понятия «семья», интереса к своему прошлому, своим корням.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям представление о понятиях: «род», «родители», «семейное древо», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
2. Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания по данной теме;
3. Обогащать словарный запас детей терминами, обозначающими родственные отношения, развивать связную речь;
Развивающие:
4. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
Воспитательные:
5. Воспитывать чувство любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
6. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.
Этапы проекта :
I. Организационно-подготовительный:
• Изучение и подбор методического материала по теме проекта;
• Составление плана проекта, последовательности занятий, сценариев развлечений;
• Сбор информационного, наглядного материала по теме проекта;
• Подбор дидактических игр по теме проекта.
II. Практический:
• Создание условий для успешной реализации проекта;
• Обеспечение сотрудничества в рамках «педагог-воспитанники-родители»;
• Совместная деятельность с воспитанниками.
III. Итоговый:
• Сбор, обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
• Обобщение материалов проекта;
• Создание слайдовых презентаций проекта.
При реализации проекта мы опирались на основополагающие принципы: доступности, системности, последовательности, возрастной адресованности, наглядности, интеграции образовательных областей и видов детской деятельности.
На первом этапе нами были подобраны соответствующие материалы по теме: педагогическая и методическая литература, составлен проект, подобрали сценарии занятий, развлечений с детьми и родителями. Воспитанники, а также родители воспитанников с удовольствием включились в процесс сбора информации: сведений о своих родственниках, подбора семейных фотографий, проведение бесед с представителями старшего поколения.
С воспитанниками группы была организована познавательная деятельность по теме: «Составление рассказа о маме по портрету», «Семейный ужин», по развитию лексико-грамматических категорий «Моя семья», «Что такое – семья», беседы, проведены экскурсии в Ангарскую деревню, в выставочный зал «Бабушкин сундук». В организованной деятельности дети знакомились с понятиями «семья», «род», «семейное древо», «родословная», «родные», «близкие». Дети в начале нашей работы сложно усваивали материал и только постепенно стали оперировать в своей речи понятиями «род», «родословное древо», «родственники» и т. д. В каждом занятии, беседе в свободной деятельности активизировали активный словарь детей понятиями, определениями, эпитетами, пословицами, касающихся темы «Моя семья». Старались стимулировать речевую инициативу каждого ребёнка, развить любознательность у детей. Например: на занятии «Моя семья» учились подбирать пословицы о семье : «Счастье не птица само не прилетит», «Когда семья вместе, то и душа на месте», дети обсуждали в этих пословицах значение слов и выражений, знакомились с родственными отношениями. Через такие занятия у детей развиваются познавательные интересы, формировалось умение устанавливать родственные связи (кто и кем приходится бабушке и дедушке ваши папа и мама и т. д.).
В сюжетно-ролевых играх «День рождения», «Семейный ужин» дети учились общаться друг с другом, активно использовав полученные знания и по теме «Семья». Учились правильно произносить, подбирать слова, составлять сложные предложения, умение вести диалог в игре. Детям было интересно в игре, придумывать свои сюжеты, комбинировать сюжеты на основе своего опыта, различных событий. Мир взрослых со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений в семье дети переносили в сюжетно-ролевую игру.
В дидактических играх «Назови родственников», «Кто кому кем приходится?», «Семья» дети усваивали и закрепляли через игры родственные семейные отношения.
Использование коммуникативных игр способствовало снятию эмоционального напряжения, созданию обстановки доверия, доброжелательности, сближения как со родителями, так и с детьми. Это «Давайте познакомимся», «Здравствуйте», «Комплименты» и др.
Театрализованная постановка «Непослушные ребята» (о семейных взаимоотношениях) побуждала детей к общению друг с другом, формировало умение отстаивать свою точку зрения, рассуждать о плохих и хороших поступках, делать свои выводы. Также способствовала закреплению навыков пользования инициативной речью. Творчество детей проявлялось в правдивом изображении персонажа, он учился играть, проживая жизнь своих героев, вникнув в суть их поступков, учась на их ошибках.
Таким образом, в играх воспитанники получают возможность удовлетворить коммуникативные потребности, проявить творческую активность, самостоятельность.
Художественная литература воздействует на детей не только на их сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Литературные произведения помогают осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Поэтому, в своем проекте мы активно использовали чтение художественных произведений: Е. Благинина «Посидим в тишине»
В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово»
С. Баруздин «Мамина работа»
Я. Аким «Моя родня»
В. Драгунский «Моя сестра Ксения»
И. Гамазкова «Волшебная семья»
М. Дружинина «Девочка наоборот»
Чтение такой литературы способствует положительным взаимоотношениям родителей, детей и педагогов, созданию благоприятного климата в семье и группе.
Занятия по изобразительной деятельности несут в себе всестороннее развитие детей, имеют также большое значение для развития речевого общения и связной речи ребёнка, благодаря тому, что в основе создаваемого продукта лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятия предметов, явлений выделения их свойств и качеств. Например, занятие по лепке «Семья» - использовалась нетрадиционная форма работы (прорисовка основных элементов пластилином и придание объема с помощью жгутов из пластилина, либо пластилиновые шариков). Дети заранее использовали трафареты – обводку своей семьи обговаривали с воспитателем, какой по цвету нужен пластилин, сколько цветов использовать. При выполнении работы дети рассуждали о самых близких, называя имена, отчества родителей, где работают, есть ли сестра, брат. Вспоминали, какое любимое платье или блузка у мамы, какая футболка или брюки у папы любимого цвета. Один ребёнок вспомнил, что мама каждое утро завивает волосы и сделал из пластилина жгуты. Картины получились чудесные, оформили с детьми выставку картин для родителей. Провели конструирование «Макеты мебели для родных».
Среди детей группы провели творческий конкурс рисунков «Моя любимая мама», «Моя семья», «Мой папа – военный» (служба пап в Армии, дети из рассказов родителей узнали много нового о своих папах: один папа был «коком на корабле», другой папа был танкистом, обучал курсантов вождению танка и т. д. Дети не только изобразили своих родителей, но и составили рассказы о них. Была выполнена коллективная работа – стенгазета к празднику «8 Марта».
Трудно представить жизнь дошкольников ДОУ без весёлых досугов и развлечений. В ходе проекта проведена викторина для детей и родителей «Моя весёлая семейка», театрализованная постановка «Непослушные ребята», досуг-презентация «Маленькая экскурсия в мир семьи», где родители и дети презентовали свои генеалогические древа, совместный музыкальный праздник «Путешествие в страну весёлых бабушек и озорных внучат».
С помощью родителей были созданы картотеки пословиц, поговорок, загадок, генеалогические древа и их презентации, оформлены детские сочинения по теме. Эта работа способствовала укреплению детско-родительских отношений, сплочению и единению представителей разных поколений.
Таким образом, в результате реализации проекта обеспечена эффективная организация деятельности ДОУ по данной теме, основанная на сотрудничестве с родителями нашей группы.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники группы:
1. Формирование у воспитанников любви, чуткого отношения к близким людям, к своей семье, выражающееся в повседневной заботе о них.
2. Дети научаться распознавать родственные отношения, называть родных по именам и отчествам, будут проявлять интерес к своему прошлому, родственникам;
3. Пополнение активного словаря детей понятиями, определениями, эпитетами, пословицами, касающихся темы «Моя семья».
Родители воспитанников:
1. Изменение отношения к данной проблеме: для детей важен пример взрослых, именно на этом примере ребёнок учится проявлять интерес к своему прошлому, своим корням, понимать значимость семьи.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах формирования у детей понятий: «род», «родители», «семейное древо», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
3. Установление доверительных отношений между воспитанниками, родителями, педагогами.
Перспектива дальнейшей работы : организация совместной игровой деятельности с детьми и родителями «Играем с непоседами», создание картотеки коммуникативных игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения и развитию речевого общения детей и взрослых.
Список используемой литературы:
1. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное воспитание 2000-№1- с. 41-49
2. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество». Дошкольное воспитание. 2003. № 3 – с. 87-91
3. Закон «Об образовании РФ» ФЗ-
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : - М. : Сфера, 2004.
5. Семейный кодекс (1997).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7. Филонов Л. Б. Психологические способы установления контактов между людьми, М. 1983.