Наталья Сурикова
Сложный стимульный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с косоглазием и амблиопией пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание окружающего мира формирование всех видов познавательной и трудовой деятельности у них протекают в условиях нарушенного зрения, и строится на суженной наглядной и действенной основе. Говоря о зрительном восприятии детей с косоглазием и амблиопией, следует отметить, что у них наблюдается неполнота, фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями.
Публикация «Сложный стимульный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вглядываться, рассматривать зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искажённым, неточным. Нечёткое, неточное, приблизительное представление не вызывает интереса к предмету, явлению, действию.
Поскольку зрительный процесс при косоглазии и амблиопии определяется состоянием, взаимодействием и взаимной компенсацией многих зрительных функций, характеризующихся неравнозначностью нарушений, необходимо развивать зрительное восприятие.
Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и качество восприятия, его точность и полноту. Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у частично зрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов, причем полнота и точность восприятия, так же как и скорость, зависят от остроты зрения.
Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.
Несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие детей с нарушениями зрения в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.
Процесс становления зрительного образа у детей с нарушениями зрения, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объекта. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т. п.) образы у людей с дефектами зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания визуального восприятия при аномалиях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения возникающих при этом пробелов в чувственном опыте.
В дошкольном возрасте, наиболее эффективным средством по развитию и совершенствованию указанных выше основных свойств зрительного восприятия является работа со сложным стимульным материалом. Для освоения ребенком с нарушенным зрением восприятия сложных изображений необходимо проводить подготовительную работу. Обучение «чтению рисунка» начинается с его нахождения, т. е. выделения из фоновой плоскости и определения границ. Для выделения и опознания контура как основной формообразующей структуры объекта используются следующие приемы:
• совмещение силуэтного трафарета с изображением;
• прослеживание (обведение) контура;
• опознание контурных изображений;
• опознание контурных изображений по частям (деталям);
• выделение заданного контура из зашумленного
• перцептивного поля (маскировочной сетки, наложенных контурных изображений).
Развитию зрительного восприятия способствуют задания на соотнесение контурных, силуэтных цветных изображений с реальными предметами, например, «Найди сходство и различие», «Найди другую половинку изображения» и другие.
Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у дошкольника обладают зашумленные предметные изображения. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий. К этим условиям относится: рассматривание объекта; выделение его существенных признаков; установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта; торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
Чем сложнее по своей зрительной структуре предмет или его изображение и чем меньше он упрочен в предшествующем опыте, тем более сложный и развернутый характер носит процесс зрительного анализа и синтеза, который лежит в основе восприятия.
Применение зашумленных предметных картинок в работе с детьми дошкольного возраста должно носить дозированный, поэтапный характер и иметь постепенное усложнение. Так сначала используется одиночное узнавание контурных изображений, для уточнения сформированности и осведомленности знаний детей о той или иной дидактической теме. Затем ребенку предлагаются задания с узнаванием контурных изображений предметов с различным зашумлением. По мере освоения материала задания усложняются.