Ирина Гурова
Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации предметов по одному или двум имеющимся признакам. Игры также способствуют развитию понимания и практического употребления прилагательных, обозначающих признаки предметов (величины, цвета, формы). С их помощью малыши упражняются в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Публикация «Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Материал каждой игры может быть использован в работе с воспитанниками разного возраста. С некоторыми игровыми заданиями могут справиться дети 2-3 лет.
Игра «Яблочный компот»
Задачи:
- Развивать восприятие цвета (красный, желтый, зелёный) и величины предметов (большое, маленькое, среднее).
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Учить раскладывать предметы (яблоки) по признаку величины: (большие – маленькие; большие-средние-маленькие); по признаку цвета (красные-желтые-зелёные); сразу по двум признакам: величине и цвету.
Игровой материал:
Девять банок из картона: три маленькие, три большие и три среднего размера. 54 яблока (по 18 каждого цвета и величины) Девять разных по величине и цвету полосок "крышек", соответствующих величине банок и цвету яблок.
Варианты проведения игры разнообразны в зависимости от поставленных задач. Перед детьми ставятся игровые задачи, например, «Будем варить компот из разных яблок» или «Поможем нашей бабушке сварить компот». Выполнять игровые действия можно как на столе, так и на полу.
Классификация по величине:
Классификация по цвету:
Классификация по величине и цвету
Располагать материал можно по-разному.
В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какое яблоко ты взял? В какую банку положишь? Какие яблоки в этой банке?» и т. д.
Игра «Чашки и блюдца»
Задачи:
- Развивать восприятие величины (большая, маленькая) и цвета предметов (красная, жёлтая, синяя, зелёная).
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Учить подбирать друг к другу предметы по признаку цвета, величины, сразу по двум признакам: величины и цвета.
Игровой материал:
Восемь чашек из плотного картона двух величин (большие и маленькие) и четырёх цветов (красные, синие, желтые, зелёные).
Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Перед детьми ставим игровые задачи: предлагаем накрыть стол, чтобы напоить кого-нибудь чаем.
Подбор чашек и блюдец по величине:
Подбор чашек к блюдцам по цвету:
Подбор чашек к блюдцам по двум признакам: величине и цвету:
В ходе выполнения игровых заданий и после их завершения детям можно задавать вопросы, ответы на которые предполагают употребление прилагательных: «Какого цвета блюдце? Какую чашку ты на него поставишь? Это какая чашка? Это какое блюдце? На каком блюдце стоит красная большая чашка? Какая чашка стоит на маленьком зелёном блюдце?» и т. д.
Игра «Домики зайчат»
Задачи:
- Развивать восприятие цвета (красный, синий, жёлтый) и формы (круг, квадрат, треугольник).
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета, формы, сразу по двум признакам: цвета и формы.
Игровой материал:
9 геометрических фигур – «домиков зайчат»: красные, жёлтые и синие круги, квадраты и треугольники; 9 «цветных сказочных зайчат» из картона – 3 красных, 3 жёлтых и три синих. У каждого зайчонка на шее «ключик» – соответствующий форме его «домика» – геометрической фигуры.
С этим материалом лучше всего играть на полу. Перед детьми ставится игровая задача, например: «Зайчата пошли гулять и потерялись (заблудились). Давайте поможем им найти свои домики (по цвету и по форме ключика) и попасть домой.
Варианты проведения игры тоже могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач.
Классификация по цвету:
Классификация по форме:
Классификация по цвету и форме:
По ходу игры нужно беседовать с детьми. Вопросы должны соответствовать возможностям малышей: «Какой ключик у зайчика? В какой домик пойдёт этот зайчик? Как ты думаешь, в каком домике живёт этот зайчик? А почему?» и т. д.
Игра «Машины везут игрушки»
Задачи:
- Развивать восприятие цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и формы (круг, квадрат, треугольник).
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета, формы, цвета и формы.
Игровой материал:
Изображения двенадцати разных машин, отличающихся по цвету кузова и по форме окна; 36 геометрических фигур:
12 круглых фигур («мячиков» или «шариков»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих;
12 квадратных фигур («коробочек», «кубиков» или «книжек»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих;
12 треугольных фигур («пирамидок»). Из них 3 красных, 3 желтых, 3 зелёных и 3 синих.
И здесь варианты проведения игры могут быть разными в зависимости от этапа обучения и поставленных задач. Предлагаем детям стать грузчиками и правильно разложить игрушки в машины, чтобы отвезти их в магазин.
Классификация по цвету:
Классификация по форме:
Классификация по форме и цвету:
В процессе игры детям задают вопросы, например: «Что везёт эта машина? Какого цвета? Какой формы? Какие мячики? В какой машине повезём эту пирамидку? А эту? И т. д.
Игра «Гномики ищут домики»
Задачи:
- Развивать восприятие цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий) и формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета и формы.
- Развивать точность движений пальцев рук.
Игровой материал:
4 полоски из белого картона с наклеенными фигурами, отличающимися по форме и цвету (по 4 на каждой) – «домики».
Детям предлагается помочь каждому «гномику» найти свой «домик» и поселить его там.
По ходу игры педагог задаёт детям разнообразные вопросы, направленные на употребление в речи сразу двух прилагательных (красный круглый, синий треугольный, жёлтый квадратный, зелёный прямоугольный и т. д., например «Это какой гномик?» «В каком домике будет жить этот гномик?» и т. п.
Игра «Рыбки в аквариумах»
Задачи:
- Развивать восприятие цвета (коричневый, синий, оранжевый) и формы (круг, квадрат, треугольник).
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Развивать умение подбирать предметы по признакам цвета и формы.
Игровой материал:
9 геометрических фигур – «аквариумы»: круги, квадраты и треугольники белого цвета; 9 подставок для аквариумов: по 3 полоски синего, оранжевого и коричневого цвета; 9 «цветных сказочных рыбок» из картона, отличающиеся по форме и цвету: 3 круглые (синяя, оранжевая, коричневая); 3 треугольные (синяя, оранжевая, коричневая); 3 прямоугольные (синяя, оранжевая, коричневая).
С этим материалом лучше всего играть на полу. Взрослый «ставит» каждый аквариум на свою подставочку. Можно предложить сделать это самим детям.
Затем перед детьми ставится игровая задача – поместить каждую рыбку в свой аквариум.
По ходу игры также проводится беседа, направленная на активизацию словарного запаса и фразовой речи.
С материалом каждой игры также можно организовать упражнения, в которых предполагается исправление детьми допущенных взрослым ошибок (перекладывание) в любых вариантах. Такие игровые здания дети всегда выполняют с большим удовольствием.
Успехов!