Ахметшина Илюса
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением
Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Темочки:
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В дидактической игре мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок с нарушением зрения получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой чувственный и действенный опыт. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, соотнесению и т. д. Это особенно важно для детей с нарушением зрения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, в развитии разных сторон речи. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным.
Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе игр, прежде всего мы преследуем коррекционные цели и учитываем индивидуальные, психологические и физиологические особенности развития детей с ОВЗ. Игры способствуют развитию мелкой моторики и зрительного восприятия детей. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует повышению остроты зрения и развитию речи детей.
Игра «Составь узор»
Цель: Учить составлять декоративные композиции мотивов татарских и башкирских орнаментов, уметь располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных силуэтах изделий быта, обуви, одежды. Развивать чувство симметрии, ритма. Активизировать и тренировать зрительные функции.
Ход игры:
В игре принимают участие один или несколько детей. Силуэты предметов, которые следует украсить и элементы к ним, играющие выбирают по желанию. Ребенок составляет узор копируя по образцу или придумывает свою композицию.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206149.jpg)
Игра «Подбери бабочке крылья»
Цель: Развивать цветоразличение. Упражнять в умении подбирать оттенки одного цвета, соотносить по цвету и величине.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ в наших группах компенсирующего вида для детей с](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206188.jpg)
Игра: «Собери из частей чайник»
Цель: Развивать зрительное восприятие, зрительно - моторную координацию, развивать целостность восприятия, активизация, стимуляция зрительных функций.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Нарушение зрения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206236.jpg)
Игра «Расставь машины в гараж» "Подбери машинам дорожку"
Цель: Развивать цветовосприятие, умение узнавать, называть цвет предметов, соотносить предметы по цвету.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Обучение детей с нарушением зрения нарушением зрения являются дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206338.jpg)
Игра «Подбери по силуэту. Подбери по контуру»
Цель: Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Дидактическая игра имеет две цели одна из них обучающая которую преследует педагог а другая игровая ради которой действует ребенок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206800.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Темочки Гимнастика для глаз](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206748.jpg)
Игра «Подбери пару варежкам»
Цель: Упражнять в умении сличать изображение, сравнивать,находить одинаковые. Развивать точность,полноту, скорость зрительного обследования. Упражнять в ориентировке в микропространстве, умение находить различия.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Зрительная гимнастика Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516206457.jpg)
Особое, коррекционное значение в работе с детьми с нарушением зрения имеет и развитие тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Игра "Чудесный мешочек"
Цель:Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, ощупывать, передвигая пальцы по предмету, осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета. Закреплять название предметов, форм, геометрических тел, величин.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Образовательная технология Нарушение зрения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516207823.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Обучение детей с нарушением зрения Развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516208628.jpg)
Игра " Найди друга" "Угадай, кто это"
Цель: Развивать тактильные ощущения, умение узнавать друг друга во внешним признакам, одежде.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Ребенка следует научить рассматриванию ощупыванию выслушиванию соотнесению и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516208057.jpg)
Игра "Ателье"
Цель: Упражнять в умении различать на ощупь ткани разной фактуры, подбирать ткани к сезонной одежде.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Это особенно важно для детей с нарушением зрения у которых опыт действий с предметами значительно обеднен не зафиксирован и не обобщен](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516208307.jpg)
Игры с использованием повязок
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира сенсорном развитии в развитии разных сторон речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516208407.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Задача педагога сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1411537-1516208520.jpg)
Игры, используемые в моей работе, направлены на коррекцию и компенсацию отклонений детей с нарушением зрения.