Ирина Яковлева
Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем.
Тема: Посуда.
Коррекционно-педагогические задачи:
• Целенаправленно знакомить детей с различными категориями признаков, с обязательным соотнесением выделенного признака со словом.
• Формировать представление о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.
Публикация «Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
• При тактильно-двигательном обследовании предметов совершенствовать умение ребенка манипулировать всей ладонью.
• Развивать глубинное зрение, глазомер, прослеживающие функции глаза.
Цель: продолжать формировать образы конкретных предметов и развивать умение выделять и узнавать конкретный предмет из множества на основе имеющегося опыта.
Содержание:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Один детский писатель однажды сказал: «В каждой комнате так много разных вещей, что ее можно назвать «страна вещей».
Итак, мы с вами отправляемся в «страну вещей». А помогать нам в этом будут наши помощники: глаза, пальцы, уши, нос. Чтобы путешествие для нас было интересным и полезным, надо быть очень внимательным.
Скажите, что вы видите на столе? (Перечисляют.) Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда.) Сравните эти две кастрюли. Чем они похожи? (В них готовят еду. Одного цвета. Из одного материала.) Чем отличаются? (Одна большая, другая – маленькая). А это что такое? (Сковорода.) Какой она формы? (Круглой.) Из чего сделана? Из металла. Теперь давайте сравним эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят. Они одного цвета, одинаковой формы.) Чем отличаются? (Одна тарелка глубокая, другая – мелкая.) Для чего нужна глубокая, а для чего – мелкая? А это что за интересный предмет? (Половник.) Что делают половником? Как вы думаете, из чего сделаны эти тарелки? (Из глины.)
Во время обеда, какая вам нужна посуда? (Тарелка глубокая, мелкая, ложка и вилка.) Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла.) Чем они отличаются? У вилки – острые зубчики, а у ложки – овальное корытце. И еще, вилкой едят вторые блюда и салаты, а ложкой – первые блюда. Чайная и столовая ложки. Чем они похожи? Сделаны из металла. Имеют одну форму. Чем отличаются? (Величиной.) Одна большая, другая – маленькая. А еще чем? (Столовая нужна во время обеда, а чайная чаще используется во время чаепития.) А какие предметы посуды используют еще в это время? (Чайник, чашку, блюдце, сахарницу, иногда – стакан.) Из чего сделаны… Да, из глины, но только это глина белая и называется фарфором. Фарфоровая посуда очень тонкая, изящная, легкая, как бы светится. И, к сожалению, она иногда бьется. А из чего сделан стакан? (Из стекла.) Стекло тонкое, прозрачное, хрупкое. Мы с вами увидели, что почти вся посуда имеет круглую форму. Бывает разной по величине и по цвету.
Дидактическое упражнение «Что изменилось».
Путешествие наше продолжается. И теперь помогать нам будут пальчики. Мы завязываем глаза, берем предмет и пальцами ощупываем. (Тарелка и кастрюля.). (Стакан и ложка.). Наши помощники – уши. (Стакан, чашка, ложка.) Сначала дети смотрят и слушают. Поворачиваются и слушают (У стакана звук звонкий, у чашки – глухой, а у ложки – тяжеловатый.).
А теперь наступает самый интересный момент в нашем путешествии в «страну вещей» - мы будем угадывать с вами, какая еда приготовлена в этой замечательной посуде. И помогает нам в этом, что? (Нос.) Я завязываю вам глаза, а вы по запаху определите, что такое и в какой посуде это может быть приготовлено.
1. СУП. 1. КАША ГРЕЧНЕВАЯ
2. РЫБА 2. СУП
3. ЧАЙ 3. КОФЕ
Итак, наше путешествие окончено. Мы с вами побывали в «стране посуды». Мы узнали, что посуда бывает металлическая, фарфоровая, стеклянная; большая и маленькая.
«Волшебные обводилки».
Формирование графомоторных навыков.
Предлагаемый комплект материалов предназначен для работы с детьми дошкольного (начиная с трех лет) и младшего школьного возраста, как в условиях семьи, так и в дошкольных и школьных учреждениях различного вида.
Основная цель – сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой деятельности, которая требует развитой двигательной деятельности, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий.
Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов. В дальнейшем многочисленные копии могут быть использованы для штриховки, раскрашивания и создания разного рода поделок. Копирование, будучи увлекательной игрой, фактически становится мягким и эмоционально окрашенным тренировочным процессом.
Работа с копиями рисунков.
Многочисленные копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки, они создают широкое поле для импровизации и проявления творческой натуры ребенка. Полученные «обводилки» можно не только штриховать и раскрашивать, но и вырезать, дорисовывать и подклеивать к ним отсутствующие детали. Их можно дарить и использовать в самых разных целях: в качестве сменных обоев, декоративной упаковочной и поделочной бумаги; материала для книжных обложек и для украшения помещений (особенно если предварительно поработать восковыми карандашами).
Контур любой копии можно сделать шероховатым, для этого надо:
• Нанести на него тонкий слой клея (ПВА или канцелярского);
• Обсыпать его на выбор опилками, пшеном, манкой, солью, предварительно подкрашенными (с помощью йода, зеленки, пищевых красителей) и просушенными.
Полученные шероховатые контуры являются прекрасной игрушкой для угадывания изображения после обводки их пальцами, но с закрытыми глазами.
Эти игры доставят массу удовольствия не только детям, но и взрослым, работающим с ними. Скучно не будет никому! Творческий подход не только будет способствовать формированию графомоторных навыков, но и поможет улучшить координацию движений, развить внимание, воображение, пространственные представления, аккуратность ребенка. А все это, вместе взятое, значительно повысит обучаемость ребенка и упростит процесс овладения навыками письма, чтения, причем с наименьшими для ребенка и родителей эмоциональными потерями.
Тактильная игра «Рисуем на песке».
В наборе: прочный поддон из буковой древесины с дном из небьющегося стекла; 1 кг тонкозернистого белого кварцевого песка; два скребка для рисования на песке, инструмент для выравнивания песка.
Как играть. Сначала можно попрактиковаться в создании на дне поддона абстрактных изображений из плавных линий, потом – придумать и сделать какие-либо узоры или рисунки.
Рекомендуется под поддон подложить плотную материю или бумагу, чтобы собирать песок, высыпающийся во время занятий, а во избежание порчи прозрачного стеклянного дна использовать только тонкозернистый белый кварцевый песок. Количество игроков 1–2 человека.
В осознании образных представлений большую роль играет работа руками и использование осязательных ощущений – и игры с песком помогают в развитии моторики и графических навыков.
Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное, волшебное воздействие. Они сгребают песок руками, делают из него узоры. В отличие от песочницы, в которой ребенок сидит или стоит на коленях, лоток с песком располагается на столе напротив ребенка.
Ограничивающая рамка дает ребенку чувство надежности, во время работы он может ходить вокруг лотка или работать в одном положении. Располагать лоток можно вдоль линии в разном направлении. Это мотивирует детей и побуждает их к экспериментам.
Набор тактильных шаров.
В наборе 7 пар одинаковых, но сделанных из различных материалов шаров диаметром 4 см деревянных, войлочных, каменных, стеклянных, резиновых. Шарики уложены в разделенный на ячейки и снабженный выдвижной крышкой ящик из буковой древесины.
Как играть.
Чтобы почувствовать, что шарики из разных материалов обладают разными свойствами и вызывают различные тактильные ощущения, надо некоторое время подержать шарики в руках, сравнить их вес, температуру и текстуру поверхности, а также звуки, которые они издают при ударе, и выявить разницу в их свойствах. Для обострения тактильного восприятия надо завязать или просто закрыть глаза.
Для развития способности детей различать и распознавать предметы на ощупь один шарик из каждой пары прячется, в какой-нибудь из тактильных мешочков.
Попросите ребенка выбрать один из оставшихся шариков и постараться найти ему соответствующую пару в тактильном мешочке.
Дидактическая игра с мячом «Хорошо-плохо» (правила пользования очками)
– Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и говорить предложения, а вы скажете, правильно так делать или нет и бросать мяч мне.
• Носить очки в кармане (неправильно)
• Носить очки в футляре (правильно)
• Протирать стекла специальной салфеткой (правильно)
• Мыть очки водой, если они грязные (правильно)
• Класть очки стеклами вниз (неправильно)
• Снимать очки одной рукой (неправильно)
• Хранить очки на специальной полочке (правильно)
• Протирать очки пальцами (неправильно)
• Снимать очки двумя руками (правильно)
• Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно) и т. д.
Дидактическое упражнение: «Помоги отремонтировать очки» (что сломалось? чего не хватает? дорисуй недостающие детали).
«Моделируем опушку леса» (используя набор Пертра).
Моделирование – это изготовление вместе с детьми и последующее использование моделей, отражающих наиболее главные, существенные, характерные свойства и связи объектов.
Требования к использованию метода моделирования:
1. Использовать метод моделирования, когда нужно прийти к каким-то выводам;
2. Этот метод всегда предполагает использование заместителей, причём нужно поменьше использовать в качестве заместителей геометрические фигуры;
3. Обязательно мотивировать детскую деятельность (для чего мы это делаем);
4. Включать метод моделирования в решении проблемных ситуаций;
5. У каждого ребёнка может быть своя модель, не похожая на других.
Моделирование при ознакомлении с пространственными отношениями.
На первом этапе дети учатся изображать план местности, план участка. Это может быть игра «Лесная опушка», «Дачный участок», «Серпантин». Затем игры усложняются. Например, игра «Найди клад» – когда строится план местности и фишкой отмечается место, где находится клад.
В старшей группе дети самостоятельно изображают план (обязательно нужна внешняя опора, например, от двери, окна; от дерева до тропинки). Затем детей учат читать перевёрнутый план (с изменением внешней опоры).
На более сложном этапе можно вводить более сложные игры. Например, «Дома зверей», когда изготавливается модель леса с домами зверей и дорожками между ними. Каждый ребёнок получает карточку-план, показывающий, как пройти к домику того или иного зверя, ребёнок, «проходя» по дорожке, говорит, куда они идут – прямо, влево, вправо.