Елена Дьяконова
Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением»
Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор: Серова Ольга Дмитриевна
Уважаемые коллеги!
В личные сообщения мне пришло много отзывов от педагогов, работающих с детьми в специализированных группах с нарушением зрения. Хочу поделиться принципами организации занятий. Буду рада, если эта информация пригодится Вам в работе!
Публикация «Консультация „Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Общие требования к организации рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятии
Коррекция нарушения зрения на I этапе заключается в стимуляции путем окклюзии лучше видящего глаза, при этом ребенок попадает в положение слабовидящего.
Рекомендуется рассаживать детей относительно места положения педагога по следующему принципу :
Визус (vis) - (зрение)
- 1 ряд - дети с vis 0,4 и ниже;
- 2 ряд - дети 0,4 до 0,6;
- 3 ряд и далее - от 0,6 до 1,0.
Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если окклюзия правого глаза - слева
Детей с расходящимся косоглазием сажают по центру в два ряда.
При рассматривании объектов или картин, детей рекомендуется рассаживать следующим образом:
- параллельно справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.
- в 2-3 ряда, соблюдая право и левостороннюю окклюзию;
- нешироким полукругом;
- карэ.
Во всех указанных положения учитывается:
- окклюзия глаз;
- вид косоглазия.
- острота зрения;
Детей с очень низкой vis (ниже 0,4) следует сажать за первый стол так, чтобы освещение падало сверху и слева. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1-го метра от глаз.
На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия.
В детском саду непрерывная зрительная работа – 5 минут
В школе – 7 минут.
Требования к предъявлению наглядного материала на занятиях с детьми с нарушениями зрения
Визус (зрение) – Величина предметов
До 0,15 5 – 7 см
До 0,4 3 – 4 см
До 0,7 – 0,8 меньше 2 см
Достаточное освещение помещения.
Доска темно-зеленого цвета (без бликов).
Мел хорошего качества, лучше использовать желтый.
На доске следует размещать предметы размером 10 - 15 см, в количестве не больше 8 штук, а объекты размером 20-25 см, 3 – 5 штук одновременно.
Размещать на доске нужно так, чтобы они не сливались в одну линию или пятно, а хорошо отличались друг от друга.
Указка для показа (используется постоянно) с кончиком красного цвета.
Некоторые объекты на рассматриваемой картине (плохо прорисованные, размытые) даются с четким контуром (для этого они обводятся фломастером, маркером или гуашью)
Общие требования к организации НОД ребенка с нарушенным зрением на занятии
Острота зрения 0,01 – 0,3
1. Зрительная нагрузка №1
2. Характер зрения (монокулярное - только правым или только левым глазом; монокулярное альтернирующее - попеременно то одним, то другим глазом; одновременное - двумя глазами без слияния изображения в один зрительный образ; бинокулярное - это зрение двумя глазами) – не учитывается
3. Фиксация (способность глаза видеть рассматриваемый объект более четко, чем остальные предметы, окружающие его) – не учитывается
4. Характер наглядных пособий:
• Цвет: оранжевый, красный, зелёный и их оттенки
• Размер: больше 2 см
• Форма: разнообразная
5. Количество занятий в день: 2
6. Время проведения: утро, полдень, вечер
7. Продолжительность: 15 мин
8. Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции (на расслабление cхождения зрительных осей глаз)
При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (на усиление способности ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза)
При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и т. д.)
Острота зрения 0,4 – 1
1. Зрительная нагрузка №2
2. Характер зрения – не учитывается
3. Фиксация – не учитывается
4. Характер наглядных пособий:
• Цвет: разнообразный
• Размер: меньше 2 см
• Форма: объёмные
5. Количество занятий в день: 3
6. Время проведения: утро, полдень, вечер
7. Продолжительность: 15 мин
8. Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии – на расслабление конвергенции
При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации
При отсутствии косоглазия – занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа.