Наталия Кочеткова
Словесные игры в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных средств в организации досуговой деятельности считается потешный фольклор. Вопросами изучения особенностей потешного фольклора занимались такие отечественные теоретики, как Г. С. Виноградов и М. Н. Мельников.
По мнению советского филолога, фольклориста и этнографа Г. С Виноградова назначение произведений потешного фольклора – развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. К жанрам потешного фольклора относятся словесные игры.
Публикация «Словесные игры в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Словесные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Исследование А. К Бондаренко показало, что словесные игры занимают особое место в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста. По мнению автора, словесные игры – это метод приучения ребёнка к умственному труду. Они содержат в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, помогают детям приобрести самостоятельность и активность их мышления. Играя и приучаясь к организованным занятиям, дети дошкольного возраста приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.
Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы:
- игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений;
- игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения;
- игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам;
- игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.
С целью выявления возможностей словесных игр в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста был подобран комплект словесных игр, состоящий из четырех групп игр, направленных на решение конкретных задач.
При проведении игр я пользовалась общими методическими советами и рекомендациями, сформулированными педагогом А. К. Бондаренко:
- воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней;
- выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания;
- при подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой;
- в начале каждой игры необходимо создать игровое настроение;
- необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений;
- нужно создать условия для умственной активности всех детей;
- в каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях;
- выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе;
- воспитатель в процессе словесных игр выступает как советчик, помощник, справедливый судья;
- при проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.
В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки предмета, объединять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил.
Организация досуговой деятельности с детьми, с использованием словесных игр, может успешно проводиться как в утренний отрезок времени, так и во вторую половину дня вечером, поэтому мы проводили игры после утренней гимнастики, перед завтраком, перед прогулкой, на прогулке и в часы досуга во вторую половину дня. Формы организации детей на игру были самые разнообразные: устраивали игры индивидуальные (с одним ребенком, игры в парах, игры в подгруппах, игры со всей группой. Было отмечено, что больше интереса дети проявляли в играх организованных со всей группой. После изучения новой игры у детей наблюдался устойчивый интерес к данной игре. Это проявлялось в желании детей поиграть в эти словесные игры самостоятельно.
Проведенная работа с детьми показала, что данный жанр произведений потешного фольклора успешно может использоваться педагогами – практиками для кратковременных досугов и делает свободное время с детьми насыщенным, кроме того, он является успешным средством организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.